Значки для коротковолновиков (1933-41 гг.)
Георгий Члиянц (UY5XE)
В апреле 1933 г. при ЦК ВЛКСМ был создан Комитет содействия радиофикации страны и развития радиолюбительства - «Радиокомитет» (ОДР СССР было ликвидировано). В октябре «Радиокомитет» учредил радиотехнический минимум и ввёл значки "Юный радиолюбитель" и "Активист-радиолюбитель" (1-й и 2-й ст.).
С 1936 г. и вплоть до начала ВОВ, значки "Активист-радиолюбитель" продолжали выдаваться (в основном за профессиональную деятельность в области радиофикации и радиовещания) Комитетом по радиовещанию и радиофикации при СНК СССР.
В мае 1935 г. руководство коротковолновиками было передано ОСОВИАХИМ (ОАХ)
СССР. При ЦС ОАХ СССР был создан «Комитет коротковолновиков» (с сохранением предыдущего своего названия - ЦБ СКВ).
В августе 1936 г. ЦС ОАХ принимает Постановление "О советском коротковолновом любительстве", которое учреждает почётные звания "Мастер коротковолновой связи" и "Снайпер эфира", а также учреждает значок «Коротковолновик - активист эфира» ("Как стать мастером коротковолновой связи" [см. - "Радиофронт", #2/1937 - с. 10]). Основным, чисто эфирным пунктом (помимо других), для присвоения звания "Мастер коротковолновой связи", была необходимость в подтверждении радиосвязей со всеми континентами. А чтобы стать "Снайпером эфира", необходимо было еще дополнитильно иметь подтвержденными телеграфно-телефонные QSOs со всеми радиолюбительскими районами страны. Причем, должны была быть оценка разбираемости (R) не хуже 5-и (при QSO CW) и 4-х (при QSO phone). При каждом первом QSO с "новым" районом, претендент на получение данного значка был обязан передать своему корреспонденту фразу "nw have QSO of USSR district" (с указанием количества районов, с которыми уже проведено QSOs). Hепременным условием было и участвие во всех "тестах", проводимых СКВ.
Вышеприведенные звания присваивались Президиумом ЦС ОСОАВИАХИМ. Первым звание "Мастер коротковолновой связи" получил Эрнст Кренкель (RAEM) [см. - Л. Шах. "В гостях у Кренкеля" ("Радиофронт", #2/1937 - с. 8)]. Для получения значка "Коротковолновик - активист эфира" необходимо было представить в ЦСКВ соответствующие QSLs. Найти его внешний вид не представилось возможным…
21 апреля 1940 г. Центральным советом оборонного Общества был утверждён значок "Коротковолновик ОСОАВИАХИМ СССР". Для его получения было необходимо сдать следующие нормативы: приём на слух и передача несмыслового текста со скоростью 50 зн./мин., определить неисправность приёмо-передающей аппаратуры, знание правил станционно-эксплуатационной службы радиста (СЭС), радиолюбительские обозначения и вести самостоятельно радиолюбительский обмен на приёмопередающей радиостанции. Обладатель значка имел право бесплатно посещать радиовыставки.
По идее, этот значок выдавался до 1948 г. , т.к. по Постановлению Совета Министров СССР ОСОАВИАХИМ в 1948 г. был разделен на три самостоятельных оборонных Общества содействия: армии (ДОСАРМ), авиации (ДОСАВ) и флоту (ДОСФЛОТ), которые в 1951 г. объединились в одно - ДОСААФ и с перерывом на ВОВ, т.к. коротковолновики теоретически его условия в 1941-46 гг. выполнить не могли...
Тираж данных значков мне точно не известен (на мой взгляд , был не очень большим) и список лиц его получивших, в журналах «Радиофронт» за 1940-41 гг. и 1946-48 гг. я не нашел...
Воочию этот значок видел всего один раз – летом 1983 г. в Москве (в помещении ЦК ДОСААФ на Волокаламском шоссе, 88 – бывшее здание ЦРК) проходила презентации книги-альбома зам. Председателя ЦК ДОСААФ Д.Н. Кузнецова «Нагрудные знаки оборонного Общества», которую мне автор тогда подарил. Там же была развёрнута небольшая экспозиция части его коллекции (в основном, довоенных).
Узнав, что я коллекционирую радиолюбительские значки, Дмитрий Николаевич пригласил меня к себе в гости. В очередной свой приезд в Москву, я с ним встретился и привёз в подарок несколько значков по радиолюбительской тематике. В ходе встречи, корректно намекнул, что хотел бы иметь в своей коллекции вышеуказанный значок. Он пообещал переговорить с московскими коллекционерами довоенных значков. В течение нескольких последующих лет, напоминал Д.Н. Кузнецову письмами о своей просьбе. А спустя еще несколько лет, узнал что его не стало…