РАДИОКЛУБ "DELTA"

UR4UWS/EO0UD

Трагическая судьба довоенного коротковолновика

Георгий Члиянц (UY5XE) Борис Степанов (RU3AX)

Борис Михайлович Коноплев [15.11.1912, Петербург – 24.10.1960, Байконур], который в молодости был коротковолновиком: 1926-28 гг.: RK-310, 83RA, 1928-33 гг. - eu2BQ. Впоследствии стал известным учёным.

eu2BQ

Примечание: Сразу оговоримся, что приведение его радиолюбительских позывных является несколько условным, т.к. в [4] под ними значится Б.Н. Коноплев - именно так значился под позывным eu2BQ в списке - “Новые позывные радиолюбительских передатчиков” [“Радиолюбитель”, #11/1929 – c.422]. Вполне допустимо, что несоответствие его отчества могло возникнуть на этапе подготовки и набора вышеприведенного журнала. А если же говорить о его первом позывном 83RA, то в списке “Новые позывные” [“Радио Всем”: #24/1926 - c.107] приведены только фамилии их владельцев. Более того, Борис Михайлович несколько лет занимался организацией практической радиосвязи в Заполярье, а в последующем – несколько лет работал под руководством известного ученого Михаила Сергеевича Рязанского (1927-28 гг. - 40RB, 1928-33 гг. - eu2CI) [5].

В 1931 г. Б. Коноплев окончил Московский политехникум связи им. Подбельского [при нем работала “коллективка”: 1926-28 гг. – RA10, 1928-33 гг. - eu2KAC, 1933-41 гг. – несколько: UE3EA- UE3EM].

В 1932 г. он окончил годичные курсы инженеров-преподавателей радиотехники для техникумов связи. Два года работал преподавателем и инженером в Хабаровске и Владивостоке.

По вполне понятным причинам, на этом его любительская коротковолновая деятельность заканчивается – в списке коротковолновиков СССР третьей "Системы позывных любительских радиостанций СССР" (была введена 1 июня 1933 г.) Б. Коноплев не значится.

В 1934-35 гг. - зимовка в Арктике. В качестве руководителя полярной станции (ПСТ) и ее механика, он принимает участие в строительстве новой ПСТ Главсевморпути “Мыс Лескин” (берег Карского моря).

Примечание:

1.Радистом этой строящейся ПСТ был Абрам Бассин (UX3QQ; ранее: eu2QU, U3QQ) - старший родной брат "радиомамы" нескольких поколений львовских радиолюбителей Мариам Григорьевны Бассиной (UB5BB/U5BB). В первые дни ВОВ А.Г. Бассин пропал безвести около Винницы...

2.Приведем (обработанную автором) выдержку из публикации тех лет на страницах журнала “Радиофронт” [1]: “В середине августа 1934 г. четыре молодых полярника прибыли в пос. Диксон и на небольшой шхуне "Белушатник" несколькими рейсами начали доставку на ПСТ всего необходимого для зимовки имущества, ГСМ и продовольствия. Рано утром 12 сентября шхуна отправилась в свою последнюю ходку к мысу Лескин (на этот раз загруженная радиооборудованием). После обеда, около о. Сибирякова (в 60 км от м. Лескин [IOTA - AS-005, RRA - RR-0608]) с открытого моря внезапно налетел шторм. Огромные волны перекатывались через судно, ежеминутно грозя катастрофой. Наконец, сильным ударом шхуну бросило на скалы, раздался треск и "Белушатник" начал погружаться в воду. Люди вынуждены были спасаться, перебравшись на рыбацкую лодку, держа курс на близкий берег о. Сибирякова. К счастью, когда шторм затих, оказалось, что шхуну выбросило на отмель и она лежит на небольшой глубине (над палубой метра полтора воды). Надо было немедленно спасать радиооборудование. Затонул мотор-генератор и мощные аккумуляторы (емкостью 350 А/час). Но как спасать, какими силами? Бассин остался на берегу, а метеоролог Залесов на лодке рискнул переплыть 60 км все еще неспокойного моря до мыса Лескин и известил о случившемся механика Коноплева и второго метеоролога. Были организованы спасательные работы, т.к. все понимали, что без радиостанции зимовка может закончиться печально. Авральные работы проводились в ледяной воде на протяжении суток. В этом им много помогла команда случайно оказавшегося невдалеке судна "Красноярский рабочий". Полностью спасенный просоленный груз был доставлен на мыс и начались работы по его восстановлению (промывка аккумуляторов, перемотка обмоток "динамо" и трансформаторов). И ударная работа зимовщиков увенчалась успехом: радиостанция была готова к работе за полмесяца до заданного срока. Аппаратура была стандартной для ПСТ того периода: передатчики "Nord D" и "Дельфин", приемник "КУБ-4". Позже, вместе с Коноплевым Бассин изготовил анодный модулятор - что дало возможность вести дуплексную радиотелефонную связь с Диксоном”.

В 1936-37 гг. он был начальником связи управления полярной авиации Главсевморпути, принимал активное участие в организации связи и радионавигационном обслуживании первой дрейфующей экспедиции “Северный полюс”, возглавлявшейся И.Д. Папаниным, а также в организации ряда арктических перелетов.

В 1937 г. Б.М. Коноплев поступил на физический факультет МГУ, но после окончания первых двух курсов вынужден был оставить университет (его семьи коснулась сталинская репрессия) и продолжал слушать в МГУ лекции по основным дисциплинам в качестве вольнослушателя.

В 1939-43 гг. он заведовал лабораторией Института теоретической геофизики АН СССР (директором института был О.Ю. Шмидт). Там он разработал и изготовил опытный образец автоматической радиометеорологической станции для работы в условиях Арктики, за что в 1946 г. был удостоин Сталинской премии 3-й степени.

В 1940-41 гг. в этой же лаборатории, под его руководством, были разработаны новые методы точной радионавигации и были созданы опытные образцы средневолнового фазового маяка с большой базой. Они прошли летные испытания и показали уникальную для того времени точность навигационных определений.

В 1943 г. Б.М. Коноплев и сотрудники его лаборатории были из Академии Наук переведены в НИИ-20 Народного комиссариата электропромышленности (НКЭ), в котором уже тогда работал М.С. Рязанский. Изготовленная там, под его руководством, аппаратура средневолнового радиомаяка “Опал” в апреле-мае 1945 г. успешно прошла летные испытания и была принята на вооружение.

С июля 1946 г. начинается плодотворная деятельность Б.М. Коноплева по разработке систем радиоуправления ракет дальнего действия.

До 1950 г. он работает в НИИ-20 Министерства промышленности средств связи (МПСС) гл. конструктором системы радиоуправления ракеты Р-5. Его группа вела работы и по НИР “Топаз”– поисковой работы для определения путей создания системы радиоуправления межконтинентальными ракетами.

Ее проект в 1949 г. был успешно защищен на Ученом совете в КБ С.П. Королева – главного конструкторского бюро СССР в области ракетостроения. В апреле 1950 г. он переводится со своим коллективом во вновь организованный НИИ-885 МПСС [ныне - ФГУП “Российский научно-исследовательский институт космического  приборостроения”] и назначается гл. конструктором аналогичной системы ракеты Р-7, а Гл. конструктором всех систем радиоуправления ракет дальнего действия был назначен М.С. Рязанский.

Борис Михайлович не смог завершить работу по системам радиоуправления ракеты Р-7, т.к. в 1955 г. он был вынужден уйти из института. Это был типичный случай, когда “два медведя не могут ужиться в одной берлоге“. А такими “медведями“ в данном случае были Б.М. Коноплев и Главный конструктор автономной системы управления Н.А. Пилюгин. Конфликт же между ними был принципиальный: что главное – система радиоуправления или автономная система (и какой из них, соответственно, должен отдаваться приоритет). Борис Михайлович считал “царицей“ управления радиосистему, обеспечивающую требуемую точность, а автономную систему – обслуживающей, обеспечивающей приемлемую трубку траекторий. У Николая Алексеевича, естественно, распределение приоритетов было обратным. Спор был нешуточный и даже перерос в личную неприязнь. Силы были неравны: Н.А. Пилюгина поддерживал М.С. Рязанский и сам С.П. Королев (они вместе входили в Совет Главных конструкторов и были дружны лично), и Б.М. Коноплеву пришлось покинуть институт…

После этого, он несколько лет возглавлял разработку систем радиосвязи для дальней бомбардировочной авиации в НИИ-695 МПСС.

С 1959 г. Б.М. Коноплев был назначен директором и Главным конструктором вновь созданного в Харькове ОКБ-692 (п/я 67 – “Электроприбор”) [позже стало наименоваться как КБЭ, НПО “Электроприборостроения”, ОАО “Хартрон”, а ныне – состоит из нескольких фирм ЗАО “Хартрон - ...”]. ОКБ-692 работало в тесной связке с Днепропетровским КБ “Южное” [Главный конструктор – М.К. Янгель], разрабатывающее ракеты.

24 октября 1960 г. он погиб в крупнейшей катастрофе на космодроме Байконур – во время подготовки к пуску загорелась ракета Р-16 (“изделие 8K64”). Похоронен Б.М. Коноплев в Харькове на 2-м городском кладбище. В той ужасной катастрофе пострадало 123 чел. Из них погибло – 74 чел. (57 военнослужащих - вкл. зам. министра обороны СССР, главнокомандующего Ракетными войсками стратегического назначения, маршала М.И. Неделина и 17 представителей промышленности) и было ранено - 49 чел. (43 военнослужащих и 6 представителей промышленности).

raketa
Взрыв ракеты Р-16

chasy
Часы Б.М. Коноплева, найденные после пожара

Литература и источники:

  1. Астафьев Ал. “Боевая радиовахта”. (“Радиофронт”, #4/1936 - с. 61-62).
  2. Липкин И.А. “История создания отечественных систем радиоуправления ракетами дальнего действия” (М.: Вузовская книга, 2001 - с. 88-91).
  3. Материалы Интернета.
  4. Георгий Члиянц (UY5XE), Борис Степанов (RU3AX). "Листая старые «Call Book» и не только... (1925-1941)". (Львов-Москва: “СПОЛОМ”, 2008 - 304 с.).
  5. Борис Степанов (RU3AX), Георгий Члиянц, UY5XE. “Главный конструктор” (“Радио”, #2/2011 - c. 5-6 и с. 2 обл.).
  6. Борис Степанов (RU3AX), Георгий Члиянц (UY5XE). "Конструктор систем радиоуправления" ("Радио": #7/2011 - c. 4-5).
  7. Георгий Члиянц (UY5XE), “Трагическая судьба довоенного коротковолновика” ("Радиохобби": #3/2012 - c. 2-3).

RK-DELAT-emblema

Flag Counter

 forum-odessa

BCRC logo

KDXCC