РАДИОКЛУБ "DELTA"

UR4UWS/EO0UD

В эфире - /AM (из истории полетов аэростатов)

Георгий ЧЛИЯНЦ, г. Львов, Украина

20RA в “корзине”17 марта 1928 г. был проведён опыт по установлению радиосвязи на КВ между аэростатом (воздушным шаром) и наземными ЛРС. Из Кунцево стартовал аэростат. Во время полёта, продолжавшегося 40 час., находившийся в корзине аэростата москвич Дмитрий Липманов (20RA; ранее – RK-83; позже – eu2AM), работая позывным XeuCSKW, провёл QSOs с ЛРС Баку, Владивостока, Ленинграда, Москвы, Нижнего Новгорода, Томска и некоторыми голландскими и французскими коротковолновиками – о чём сообщал журнал “Радиолюбитель” (№3-4/1928, –c. 83).


В мае 1928 г. состоялся очередной полёт аэростата (“ОСОАВИАХИМ”), радистом которого был ленинградец Гиляров П.А. (08RA).
49RA70RA

12 ноября 1928 г., во время Всесоюзных воздухоплавательных состязаний, из аэростата ОДР и “Комсомольской правды” в эфире работает москвич Федор Иванович Седунов (49RA; позже – eu2BB), из аэростата “Мосавиахим-3” – москвич З.К. Гордеев (70RA; позже – eu2BJ), а из аэростата “Рабочей радиогазеты” – москвич Николай Афанасьевич Байкузов (54RA). Все они были премированы.

1928

“Полет радиофицированного аэростата” – под таким заголовком, в журнале “Радио Всем” (№19/1929, –с.176) была опубликована краткая заметка Чумакова И.А. (eu5AJ) из ст. Красный Лиман, в которой он рассказывал, как 1 сентября 1929 г. он осуществил выход в эфир (под позывным Xeu5AJ) из корзины аэростата “Комсомолец Украины” (пилот – Шишкарев).

Данный полёт был осуществлён членами Славянского аэроспорткуба, совместно с Красно-Лиманской ячейкой ОДР СССР, и был посвящён 15-летию Международного юношеского дня МЮД).

Старт аэростата был дан в 21.00 из Славянска и в 21.25 Игорь уже имел QSO с ЛРС au7AS из Тифлиса, затем – с eu2CD из Калуги и в 23.35 – с SP1AW из Вильно.

“Передвижка” была им собрана по совету Hиколая Байкузова (eu2BD) в небольшом саквояже, в котором были размещены: передатчик – по схеме Гартлея (на лампе УТ-1); приёмник по схеме Рейнарца (с одним каскадом УHЧ). Hакал ламп питался от аккумулятора “Акомет”, а анод - от трех сухих батарей “Укрэлемент” по 80 В.

eu5AJ в “корзине” аэростата (справа)

eu5AJ в “корзине” аэростата (справа).

6RB

Международное общество “Аэроарктик”, в рамках программы “Международного полярного года – МПГ” (1930-1932 гг.), осуществило международную экспедицию – арктический полёт дирижабля “Граф Цеппелин” (мод. LZ-127; LZ – сокр. от немецких слов Luftschiff Zeppelin, т. е. “Дирижабль Цеппелин”, который был построен в 1928 г. – через 11 лет после смерти его конструктора графа Фердинанда Цеппелина [1838-1917]).

24 июля 1931 г. под командованием доктора Гуго Эккенера стартовал экипаж в составе 46 чел. В состав экспедиции от СССР вошло четыре человека: ленинградские профессора – Р.Л. Самойлович (руководитель научной части экспедиции) и П.А. Молчанов (аэролог, изобретатель радиозонда), и москвичи – Федор Ассберг (специалист дирижаблестроения) и Эрнст Кренкель (радист, eu2EQ). Двумя другими радистами экспедиции были немцы Вальтер Думке (ст. радист) и Леонард Фрейнд. Одним из т.н. "радиоофицеров" экспедиции был Рольф Клюге (позже – DK4MF).

“Чистое” полётное время экспедиции составило 104 часа и она проходила по маршруту: Фридрихсхафен – Берлин (приземление) – Хельсинки – Ленинград (приземление) – Архангельск – Земля Франца-Иосифа (приводнение в бухте Тихой около о. Рудольфа и заранее запланированная встреча днём 27 июля с ледоколом “Малыгин”, с борта которого на дирижабль поднимался один из его туристов – знаменитый Умберто Hобиле [с ним Кренкель встретится в своей жизни еще один раз – спустя 37 лет, на филателистической выставке “Прага-68”] – о. Сев.Земля – м.Челюскина – о. Диксон (29 июля) – м. Желания – вдоль Hов. Земли – о. Колгуев – Архангельск – Ленинград – Берлин (31 июля). Пройденное расстояние составило тридцать одну тыс. км.

eu2EQ на борту дирижабля

Периодически с борта работала радиостанция с позывным сигналом DENNE.

Мощность телеграфного передатчика (готовился как аварийный) была всего 1,5 Вт, а вес – около 1 кГ. Он питался от т. н. “солдат-мотора”. Общий вес всего комплекта (вкл. антенну и её наземную аварийную трёхметровую мачту) составлял 79 кг. Из советских коротковолновиков с DENNE удалось провести QSO только москвичу Георгию Ситникову (eu2NF).

В 1936 г. ленинградский коротковолновик Николай Стромилов (U1CR) проводит удачные опыты по радиосвязи на УКВ – “воздух-земля”.

U1CR (слева) за установкой УКВ-аппаратуры на планере

U1CR (слева) за установкой УКВ-аппаратуры на планере.

 

Примечания

1. Лимпанов Д.Г. (20RA): В 1927 г. избирается зам. генерального секретаря “Общества Друзей Радио” (ОДР СССР) и становится членом редколлегии журнала “Радио Всем”. В сентябре-октябре 1927г. был проведён первый Всесоюзный тест Ленинграда, Москвы, Нижнего Новгорода, Омска и Томска. В его рамках, 1-3 октября состоялись первые соревнования коротковолновиков по связи с отдалёнными районами СССР. На них 20RA занимает второе место. Его активной работе в эфире (вкл. DX-инг) свидетельствует короткая информация в приложении (“RA-QSO-RK”) к журналу “Радио Всем”, которая, подводя итоги 1927 г., отмечала: “20RA – Липманов держит связь с Америкой...”. В январе-феврале 1928 г. проводится “Test EU-EE” [CCCР-Испания], в котором 20RA делит с 15RA второе-третье место (проводят по 7 QSOs с EE) [“Радіолюбитель” №3-4/1928, –c.139)]. 9 февраля 1928 г. 20RA и 05RA, практически одновременно, провели первые QSOs “Моcква-США”. У Д. Липманова передатчик имел мощность 20 Вт. Весной 1928 г. 20RA избирается председателем ЦСКВ. На первой Всесоюзной конференции коротковолновиков Дмитрий Липманов выступает с докладом. Во время работы конференции была организована выставка радиолюбительских конструкций её участников. Результаты работы подводило Жюри в составе которого был и 20RA. В конце 1928 г. получает позывной eu2AM... В 1936 г. принимает участие в гражданской войне в Испании, за что, по возвращению домой, был награждён орденом Ленина.

2. Павел Александрович Гиляров П.А. (08RA): позже – eu3AB; начальник лаборатории Остехбюро, инженер-исследователь завода “Буревестник”; 22..09.1937 г. был арестован, осужден по Ст.: 58-7, -8, -11 УК РСФСР и расстрелян 23.02.1938 г. Интересен факт, что позывным 08RA часто работала его сестра Муруся (именно так она именовалась в СМИ тех лет), о чём можно судить на прилагаемой QSL (см. подпись оператора). Почему она не оформляла личный позывной – автору неизвестно... Это же подтверждает и журнал “Радиолюбитель” (№5/1928 –c.181): “... имела несколько QSO с NU [США – прим. авт.], но YL, является, кажется, единственным RA, который “принципиально” не сообщает о своей работе в “РЛ”. В 1928 г. Павел и Маруся были делегатами первой Всесоюзной конференции коротковолновиков, а Павел был еще и членом Жюри, организованной выставки радиолюбительских конструкций участников конференции. С 1929 г. Павел Александрович стал как eu3AB. Мария Александровна, впоследствии, стала д.г.н., профессором и преподавала в Ленинградском госуниверситете.

3. Байкузов Н.А. (54RA): позже: eu2BD, U3AG, после ВОВ – UA3AG; генерал-майор инженерно-авиационной службы; 1946-52 гг. – гл. редактор журнала “Радио”.

4. Чумаков И.А. (eu5AJ): ранее – 6RB; в 1928 г. участник 1-й Всесоюзной конференции коротковолновиков; позже в Харькове – U5AV.

  • 5. Ситников Г.Г. (eu2NF): ранее – RK-1452; позже - U3AI; с 1.1.1937 г. входил в состав Совета СКВ при ЦС ОАХ СССР.
  • Начальником организованного почтового отделения (для проведения спецгашения почтовых марок и конвертов) на ледоколе “Малыгин” (отплыл из Архангельска 19июля) был назначен Иван Дмитриевич Папанин.
  • Радистом “Малыгина”, в то время, был Hиколай Байкузов (eu2BD).
  • С начала 1949 г. в СССР началась “кампания” по закрытию ЛРС военнослужащих (по мнению некоторых её очевидцев и специалистов она могла иметь прямую связь с назревающими событиями на Корейском полуострове). Стартом закрытий послужил выход в эфир с борта самолета H. Байкузова (позывным UA3AG/am), который в то время был начальником связи Дальней авиации. По этому поводу в конце 1950-х – начале 1960-х гг. среди коротковолновиков “гуляла” легенда о том, что UA3AG не просто вышел в эфир с борта самолета, а проводил QSOs по всей трассе своего инспекционного полёта по стране и, отследив его путь, американцы что-то там смогли вычислить.

Литература:

 

  1. Георгий Члиянц, UY5XE. Полёт радиофицированного аэростата. “Радиохобби”, №4/2002 - c. 36).
  2. Георгий Члиянц (UY5XE),  Борис Степанов (RU3AX). Листая старые “Call Book” и не только... (1925-1941) — Львов-Москва: “СПОЛОМ”, 2008. –304 с., ил.
  3. Георгий Члиянц (UY5XE). SWLs - наша юность! Львов.: “СПОЛОМ”, 2011 –128 с., ил.).

Статья помещена в музей 01.07.2013, с разрешения автора.

 

 

RK-DELAT-emblema

Flag Counter

 forum-odessa

BCRC logo

KDXCC