РАДИОКЛУБ "DELTA"

UR4UWS/EO0UD

В эфире - …/AM

Георгий Члиянц (UY5XE)

17 марта 1928 г. был проведен опыт по установлению радиосвязи на КВ между аэростатом (воздушным шаром) и наземными ЛРС. Из Кунцево стартовал аэростат. Во время полета, продолжавшегося 40 час., находившийся в корзине аэростата москвич Дмитрий Липманов (20RA; ранее – RK-83; позже – eu2AM). Работая позывным XeuCSKW, провел QSOs с ЛРС Баку, Владивостока, Ленинграда, Москвы, Нижнего Новгорода, Томска и некоторыми голландскими и французскими коротковолновиками - о чем сообщал журнал "Радиолюбитель" (#3-4/1928 - c. 83).

.20RA на переднем плане (в «корзине»).

Примечание: Лимпанов Д.Г. (20RA): В 1927 г. избирается зам. генерального секретаря "Общества Друзей Радио" (ОДР СССР) и становится членом редколлегии ж-ла "Радио Всем". В сентябре-октябре 1927г. был проведен первый Всесоюзный тест Ленинграда, Москвы, Нижнего Новгорода, Омска и Томска. В его рамках, 1-3 октября. состоялись первые соревнования коротковолновиков по связи с отдаленными районами СССР. Hа них 20RA занимает второе место. Его активной работе в эфире (вкл. DX-инг) свидетельствует короткая информация в приложении ("RA-QSO-RK") к журналу "Радио Всем", которая, подводя итоги 1927 г., отмечала: “20RA - Липманов держит связь с Америкой...”. В январе-феврале 1928 г. проводится "Test EU-EE" [CCCР-Испания], в котором 20RA делит с 15RA второе-третье место (проводят по 7 QSOs с EE) ["Радіолюбитель” #3-4/1928 - c.139)]. 9 февраля 1928 г. 20RA и 05RA, практически одновременно, провели первые QSOs "Моcква-США". У Д. Липманова передатчик имел мощность 20 Вт. Весной 1928 г. 20RA избирается председателем ЦСКВ. Hа первой Всесоюзной конференци коротковолновиков Дмитрий Липманов выступает с докладом. Во время работы конференции была организована выставкарадиолюбительских конструкций ее участников. Результаты работы подводило Жюри в составе которого был и 20RA. В конце 1928 г. получает позывной eu2AM... В 1936 г. принимает участие в гражданской войне в Испании, за что, по возвращению домой, был награжден орденом Ленина.


В мае 1928 г. состоялся очередной полет аэростата (“ОСОАВИАХИМ”), радистом которого был ленинградец Гиляров П.А. (08RA).
Примечание: Павел Александрович Гиляров П.А. (08RA): позже – eu3AB; начальник лаборатории Остехбюро, инженер-исследователь завода "Буревестник"; 22..09.1937 г. был арестован, осужден по Ст.: 58-7, -8, -11 УК РСФСР и расстрелян 23.02.1938 г. Интересен факт, что позывным 08RA часто работала его сестра Муруся (именно так она именовалась в СМИ тех лет), о чем можно судить на прилагаемой QSL (см. подпись оператора). Почему она не оформляла личный позывной - автору неизвестно... Это же подтверждает и журнал "Радиолюбитель" (#5/1928 - c.181): “... имела несколько QSO с NU [США - прим. авт.], но YL, является, кажется, единственнымRA, который "принципиально" не сообщает о своей работе в "РЛ”. В 1928 г. Павел и Маруся были делегатами первой Всесоюзной конференции коротковолновиков, а Павел был еще и членом Жюри, организованнной выставки радиолюбительских конструкций участников конференции. С 1929г. Павел Александрович стал как eu3AB. Мария Александровна, впоследствии, стала д.г.н., профессором и преподавала в Ленинградском госуниверситете.


12 ноября 1928 г., во время Всесоюзных воздухоплавательных состязаний, из аэростата ОДР и "Комсомольской правды" в эфире работает москвич Федор Иванович Седунов (49RA; позже – eu2BB), из аэростата “Мосавиахим-3” - москвич З.К. Гордеев (70RA; позже - eu2BJ), а из аэростата "Рабочей радиогазеты" – москвич Николай Афанасьевич Байкузов (54RA). Все они были премированы.

49RA, 1927 г.70RA, 1927 г.

1928 г.

Примечание: Байкузов Н.А. (54RA): позже: eu2BD, U3AG, после ВОВ - UA3AG; генерал-майор инженерно-авиационной службы; 1946-52 гг. – гл. редактор журнала „Радио”.

«Полет радиофицированного аэростата». Под таким заголовком, в журнале "Радио Всем" (#19/1929 - с.176) была опубликована краткая заметка Чумакова И.А. (eu5AJ) из ст. Красный Лиман, в которой он рассказывал, как 1 сентября 1929 г. он осуществил выход в эфир (под позывным Xeu5AJ) из корзины аэростата "Комсомолец Украины" (пилот - Шишкарев).
Данный полет был осуществлен членами Славянского аэроспорткуба, совместно с Красно-Лиманской ячейкой ОДР СССР, и был посвящен 15-летию Международного юношеского дня МЮД).
Старт аэростата был дан в 21.00 из Славянска и в 21.25 Игорь уже имел QSO с ЛРС au7AS из Тифлиса, затем - с eu2CD из Калуги и в 23.35 - с SP1AW из Вильно.
"Передвижка" была им собрана по совету Hиколая Байкузова (eu2BD) в небольшом саквояже, в котором были размещены: передатчик - по схеме Гартлея (на лампе УТ-1); приемник по схеме Рейнарца (с одним каскадом УHЧ). Hакал ламп питался от аккумулятора "Акомет", а анод - от трех сухих батарей "Укрэлемент" по 80 В.

eu5AJ в «корзине» аэростата

am 06

Примечание: Чумаков И.А. (eu5AJ): ранее - 6RB; в 1928 г. участник 1-й Всесоюзной конференции коротковолновиков; позже в Харькове - U5AV.


Международное общество "Аэроарктик", в рамках программы "Международного полярного года - МПГ (1930-1932гг.), осуществило международную экспедицию - арктический полет дирижабля "Граф Цеппелин" (мод. LZ-127; LZ - сокр. от нем. слов Luftschiff Zeppelin, т.е. "Дирижабль Цеппелин", который был построен в 1928 г. - через 11 лет после смерти его конструктора графа Фердинанда Цеппелина [1838-1917]).
24 июля 1931 г. под командованием доктора Гуго Эккенера стартовал экипаж в составе 46 чел. В состав экспедиции от СССР вошло четыре человека: ленинградские профессора - Р.Л. Самойлович (руководитель научной части экспедициии) и П.А. Молчанов (аэролог, изобретатель радиозонда), и москвичи - Федор Ассберг (специалист дирижаблестроения) и Эрнст Кренкель (радист, eu2EQ). Двумя другими радистами экспедиции были немцы Вальтер Думке (ст. радист) и Леонард Фрейнд. Одним из т.н. "радиоофицеров" экспедиции был Рольф Клюге (позже - DK4MF).
"Чистое" полетное время экспедиции составило 104 часа и она проходила по маршруту: Фридрихсхафен - Берлин (приземление) - Хельсинки – Ленинград (приземление) - Архангельск - Земля Франца-Иосифа (приводнение в бухте Тихой около о.Рудольфа и заранее запланированная встреча днем 27 июля с ледоколом "Малыгин", с борта которого на дирижабль поднимался один из его туристов - знаменитый Умберто Hобиле [с ним Кренкель встретится в своей жизни еще один раз - спустя 37 лет, на филателистической выставке "Прага-68"] - о. Сев.Земля - м.Челюскина - о. Диксон (29 июля) - м. Желания - вдоль Hов. Земли - о.Колгуев - Архангельск - Ленинград - Берлин (31 июля). Пройденное расстояние составило тридцать одну тыс. км.

eu2EQ на борту дирижабля.

Периодически с борта работала радиостанция с позывным сигналом DENNE.
Мощность телеграфного передатчика (готовился как аварийный) была всего 1,5 Вт, а вес - около 1 кГ. Он питался от т.н. "солдат-мотора". Общий вес всего комплекта (вкл. антенну и ее наземную аварийную трехметровую мачту) составлял 79 кг. Из советских коротковолновиков с DENNE удалось провести QSO только москвичу Георгию Ситникову (eu2NF).
Примечание:
- Ситников Г.Г. (eu2NF): ранее - RK-1452; позже - U3AI; с 1.1.1937 г. входил в состав Совета СКВ при ЦС ОАХ СССР.
- Hачальником организованного почтового отделения (для проведения спецгашения
почтовых марок и конвертов) на ледоколе "Малыгин" (отплыл из Архангельска 19 июля) был назначен Иван Дмитриевич Папанин.
- Радистом "Малыгина", в то время, был Hиколай Байкузов (eu2BD).
- С начала 1949 г. в СССР началась "кампания" по закрытию ЛРС военнослужащих (по мнению некоторых ее очевидцев и специалистов она могла иметь прямую связь с назревающими событиями на Корейском полуострове). Стартом закрытий послужил выход в эфир с борта самолета H. Байкузова (позывным UA3AG/am), который в то время был начальником связи Дальней авиации. По этому поводу в конце 50-х - начале 60-х гг. среди коротковолновиков "гуляла" легенда о том, что UA3AG не просто вышел в эфир с борта самолета, а проводил QSOs по всей трассе своего инспекционного полета по стране и, отследив его путь, американцы что-то там смогли вычислить.


В 1936 г. ленинградский коротковолновик Николай Стромилов (U1CR) проводит удачные опыты по радиосвязи на УКВ – "воздух-земля".

U1CR


9-10 октября 1946 г. состоялся полет аэростата ЦРК, с борта которого позывным «АЭРО» работал Владимир Белоусов (UA3CA).

am 09

30 июня 1991 г. - борт вертолёта МИ-8. Позывной 4K4A/am (приемник УС-9, передатчик РСБ-70) - во время полета по маршруту о. Диксон - о-ва Известий ЦИК (4K4I. new one - AS-086). Состав команды: Анатолий Зайцев (RB5LT; ныне - S.K.), Виктор Русинов (UB5LGM; позже - UT8LL; ныне - S.K.), Юрий Авдеев (UB5MZ; позже – UX0MZ; ныне - S.K.), Юрий Анищенко (UY5OO), Георгий Члиянц (UY5XE) и Юрий Балтин (YL2DX). Свое рабочее место радиста вертолёта нам на 20 мин. уступил Пётр Костров (RA0BK; ныне - UN7BK). Рука дрожала в такт с вибрацией вертолёта...


Литература: 1. Георгий Члиянц (UY5XE). "Полет радиофицированного аэростата" ("Радиохобби", #4/2002 - c. 36). 2. Георгий Члиянц (UY5XE), Борис Степанов (RU3AX). “Листая старые “Call Book” и не только... (1925-1941)" (Львов-Москва: "СПОЛОМ", 2008 - 304 с., ил.). 3. Георгий Члиянц (UY5XE). "SWLs - наша юность!" (Львов: "СПОЛОМ", 2011 - 128 с., ил.).

RK-DELAT-emblema

Flag Counter

 forum-odessa

BCRC logo

KDXCC