Несколько публикаций о известном полярном экспедиционере 20-х – 30-х годов Умберто Нобиле [подробнее о нем можно прочитать: https://deltaclub.org.ua/bibliteka/istoriya-odnogo-sos.html и https://ru.wikipedia.org/wiki/Нобиле,_Умберто]
Умберто Нобиле (1931 г.)
Георгий Члиянц (UY5XE)
Летом 1931 г. Умберто Нобиле был участником еще одной экспедиции – когда он был пассажиром ледокола “Малыгин” (вышел из Архангельска 19 июля), который днём 27 июля встретился с дирижаблем “LZ-127” в бухте Тихой для обмена почтой. После встречи, У. Нобиле поднялся на борт дирижабля.
Дело в том, что Международное общество "Аэроарктик", в рамках программы "Международного полярного года - МПГ (1930-1932 гг.), осуществило международную экспедицию - арктический полёт дирижабля "Граф Цеппелин" (мод. LZ-127), который был построен в 1928 г. - через 11 лет после смерти его конструктора графа Фердинанда Цеппелина [1838-1917]). 24 июля 1931 г., под командованием доктора Гуго Эккенера стартовал экипаж в составе 46 чел. В состав экспедиции от СССР вошло четыре человека: ленинградские профессора - Р.Л.Самойлович (руководитель научной части экспедициии) и П.А.Молчанов (аэролог, изобретатель радиозонда), и москвичи - Федор Ассберг (специалист дирижаблестроения) и Эрнст Кренкель (радист, eu2EQ). Двумя другими радистами экспедиции были немцы Вальтер Думке (ст. радист) и Леонард Фрейнд. Одним из т.н. "радиоофицеров" экспедиции был Рольф Клюге (позже - DK4MF). "Чистое" полетное время экспедиции составило 104 часа и она проходила по маршруту: Фридрихсхафен - Берлин (приземление) - Хельсинки – Ленинград (приземление) - Архангельск - Земля Франца-Иосифа (приводнение в бухте Тихой около о. Рудольфа) - о. Сев.Земля - мыс Челюскина - о. Диксон (29 июля) - мыс Желания - вдоль Hов. Земли - о. Колгуев - Архангельск - Ленинград - Берлин (31 июля). Пройденное расстояние составило 31одну тыс. км. Периодически с борта работала радиостанция с позывным сигналом DENNE. Мощность телеграфного передатчика (готовился как аварийный) была всего 1,5 Вт, а вес - около 1 кГ. Он питался от т.н. "солдат-мотора". Общий вес всего комплекта (вкл. антенну и ее наземную аварийную трехметровую мачту) составлял 79 кг. Из советских коротковолновиков с DENNE удалось провести QSO только Г. Ситникову (eu2NF) из Москвы.
Примечание: - Hачальником организованного почтового отделения (для проведения спецгашения почтовых марок и конвертов) на ледоколе "Малыгин") был назначен известный полярник - Герой Советского Союза Иван Дмитриевич Папанин. - Радистом "Малыгина", в то время, был Hиколай Байкузов (eu2BD; ранее - 54RA; позже - U3AG; после WW II - UA3AG, генерал-майор инженерно-авиационной службы, 1946-1952 гг. - редактор журнала "Радио"). Подробнее о нем - https://deltaclub.org.ua/bibliteka/bajkuzov-redaktor-zhurnala-radio.html
Почтовая марка (авиапочта) СССР - Арктический рейс ледокола «Малыгин». Встреча ледокола с дирижаблем «LZ-127» в бухте Тихая для обмена почтой.
Примечание: Данная марка в 1931 г. была выпущена серией из 4 марок (разных номиналов и цветов): номинал 30 копеек. (цвет - темно-лиловый), номинал 35 копеек. (цвет - зеленый), номинал 1 руб. (цвет - темно-серый) и номиналом 2 руб. (темно-синий цвет).
Спецгашение почтовой открытки в июле 1931 г.: 25-го – в Ленинграде и 27-го – на «Малыгине»
Продолжение следует…