Из истории авиационных радиостанций (1915-1917 гг.)
Георгий Члиянц (UY5XE)
Hаряду с увеличением дальности и скорости полета самолётов, на эффективность авиаразведки большое влияние оказала радиотехника. Hакануне Первой мировой войны, в виде опыта, на российских самолётах стали применять радиотелеграфные устройства при полётах длительностью до четырёх часов. Однако, многие начальники авиаотрядов недооценивали их. Один из них сказал: "Едва ли есть в них надобность, кроме того отнимают энергию и усложняют конструкцию". С течением времени, это мнение им пришлось круто изменить...
К концу 1915 г. командование российской армии приняло решение сформировать на её фронтах 34 приёмные наземные авиарадиопункты, в которые поступили приёмники с кристаллическим детектором и для самолётов-разведчиков - искровые передатчики.
Стали готовиться радиоспециалисты. Так например, на Юго-Западном фронте была организована специальная радиошкола. В неё направлялись как лётчики-наблюдатели так и артиллерийские офицеры - для подготовки из них наблюдателей специальных авиационных отрядов, придаваемых к артиллерийским соединениям.
Первая группа обучавшихся состояла из десяти человек. В школе преподавали радиодело (вкл. изучение азбуки Морзе) и методы корректировки артиллерийского огня. Hачальником школы был назначен профессор военно-инженерной академии, поручик Жилин. Радиослужбу фронта возглавлял генерал Закржевский В.И.
Аппаратура закупалась во Франции. Следует отметить, что ещё в 1911 г. командование царской армии оставило без внимания сконструированный подполковником Сокольцевым самолётный передатчик, который имел лучшие параметры и прошёл все полётные испытания. Однако, взоры военного ведомства были обращены за запад.
В основном, закупались передатчики фирмы SFR (мод. B3 – фото не сохранилось), которые (вместе с монтажными материалами) весили 24 кГ, имели дальность действия 15 км и умещались в ящичке размером 250х200х200 мм. Основным самолётом-разведчиком в российской армии был двухместный самолет "Вуазен" и передатчик в нём размещался на полу кабины лётчика-наблюдателя. Генератор и "вертушка" (для приведения её в действие силою встречного потока воздуха) располагались на верхней плоскости самолёта (у центроплана). Проволочная антенна выпускалась из катушки (сквозь дно самолёта) и оттягивалась грузиком.
Позже, применялись и английские самолётные передатчики типа "Sterling" (обр. 1916 г. – фото не сохранилось). Его общий вес составлял 20 кГ, длина излучаемой волны составляла от 100 до 340 м, а дальность действия - до 30 км.
В Германии в 1916-1917 гг. был также сконструирован самолётный искровой передатчик фирмы "Simens-Halske", который в полном комплекте весил 16 кГ и имел дальность действия до 60 км.
Одна из радиостанций фирмы “Сименс-Гальске” времён Первой мировой войны (находилась у автора на реставрации).
Примечание: В музее фирмы "Simens" (около Мюнхена), моим немецким друзьям, разыскать данные приведённой радиостанции (вкл. фото и схему) не удалось
В каждом авиаотряде российской армии были введены должности начальника радиослужбы (он же лётчик-наблюдатель) и старшего радиотехника.
К началу 1917 г. в каждом авиационном отряде уже насчитывалось до 20 радистов. Передача сообщений из самолётов велась телеграфным ключом со средней скоростью до 120 зн./мин.
Телеграфный ключ фирмы “Сименс-Гальске” времён Первой мировой войны
Военный летчик тех лет H.М. Брагин отмечал, что "существовало до тридцати специальных кодовых телеграфных сигналов, которые отправлялись с самолёта и их приём наземным приёмным пунктом вполне обеспечивал успех пристрелки артиллерийской батареи к необходимой цели".
Полученный боевой опыт подсказал необходимость применения радиосвязи и при разведывательных полётах в тыл противника. В начале сентября 1917 г. начальник авиационного отдела Управления военно-воздушного флота подполковник Селиванов дал указание: "Все аэропланы, кроме истребителей, должны быть приспособлены к установке на них станций беспроволочного телеграфа".
Примечание:
- Бипланы "Вуазен" закупались во Франции, а с начала 1916 г. их разные модификации стали выпускаться: на петербургском аэропланном заводе ("Первое российское товарищество воздухоплавания С.С. Щетинина" - был основан в 1909 г.), на петербургском самолётостроительном заводе ("Акционерное общество воздухоплавания "В.А.Лебедев" - был основан в 1910 г. и находился в Hовой Деревне под Петербургом, вблизи Комендантского аэродрома), на Московском заводе ("Акционерное общество "Дукс" - до начала Первой мировой войны выпускал, в основном, велосипеды и мотоциклы), на заводах А.А. Анатра (итальянец, известный банкир), которые находились в Одессе (западная часть города у ипподрома) и в Симферополе, а также на заводе предпринимателя, крупнейшего сахарозаводчика Ф.Р. Терещенко (был построен под Киевом). По сост. на 1 апреля 1917 г. на вооружении российской армии было 160 самолётов "Вуазен".
- С.С. Щетинин: юрист по образованию, энтузиаст авиационного спорта и основатель "Первого российского товарищества воздухоплавания".
- В.А. Лебедев: Окончил юридический факультет Петербургского университета, спортсмен-велосипедист (его брат Алексей Александрович был профессором по двигателям внутреннего сгорания Петербургского политехнического института). После полётов братьев Райт, Фармана и Сантос-Дюмона, В.А. Лебедев уехал во Францию и поступил в лётную школу Фармана. Окончив её в 1909 г., вернулся в Россию и поступил инструктором в Петербургский аэроклуб. В 1911 г. В.А. Лебедев открыл около Коломяжского аэродрома (под Петербургом) и предприятие по выпуску воздушных винтов.
- В 1914-1915 гг. поручиком В. Ивановым был сконструирован практический аналог “Вуазена” - самолёт модели "ВИ", но его серийное изготовление существенно затянулось из-за выявленных разноплановых недостатков.
- Закржевский Василий Иванович [29.12.1865 - ?]. Православный. Уроженец г. Кобеляки Полтавской губ. Образование получил в Полтавской классической гимназии и Императорском Московском университете. На службу поступил 10.09.1886. Окончил военно-училищные курсы Московского пехотного юнкерского училища (1887). Выпущен Подпоручиком (ст. 07.08.1887) в 10-й саперный батальон. Окончил офицерский класс Военно-электротехнической школы. Заведующий электротехнической лабораторией и руководитель практических занятий по электротехнике в той же школе (7 л. 11 м.). Поручик (ст. 07.08.1891). Воспитатель кадетского корпуса (8 л.). Штабс-капитан (ст. 01.08.1899). Капитан (ст. 06.05.1900). Заведующий учебной электрической станцией (1 г. 3 м.). Подполковник (ст. 21.07.1906). Командир 1-й Кавказской искровой роты (21.07.1906-09.09.1913). Полковник (ст. 06.12.1910). Командир 4-й искровой школы (с 09.09.1913). Участник мировой войны. Заведующий радиотелеграфных частей Юго-Западного фронта (с 11.03.1916). На украинской службе с 30.12.1917. Инспектор радиочастей Украинского фронта (созданного на базе бывших Юго-Западного и Румынского фронтов). В 1918 г. - инспектор радиочастей армии Украинской державы. Начальник Гл. инженерного управления Военного министерства УНР. Награды: ордена Св. Станислава 2-й ст. (1901); Св. Анны 2-й ст. (1905); Св. Владимира 3-й ст. (1913).
Литература и источники:
- П.Д. Гудзь. "История воздухоплавания и авиации в России" (июль 1914 г. - октябрь 1917 г.)". (М.: "Машиностроение", 1986 - 368 с.).
- http://rt20.mybb2.ru/viewtopic.php?t=703
- Gregor Ulsamer (DL1BFE). “German telegraph keys Collectors guide – supplement” (Rautenberg Druck GMBH, 2012 – 152 p.).