РАДИОКЛУБ "DELTA"

UR4UWS/EO0UD

Коротковолновики и землетрясение в Армении (1988 г.)

Готовится к изданию книга - «Коротковолновики и землетрясение в Армении (1988 г.)». Уже подготовлен ее рабочий макет (около 150 стр. формата А5, множество всевозможных иллюстраций). Его редакторы-консультанты – непосредственные участники ликвидации последствий землетрясения Константи Хачатуров (RT3A) и Геннадий Шульгин (RZ3CC).

Вся имеющаяся информация рассортирована по соответствующим разделам книги и её макет состоит из следующих разделов: Вступление (1 с.), Общий текст + воспоминания 32-х коротковолновиков (50-55 с., вкл. и воспоминания украинцев - см. во вложении). и пять Приложений (82-85 с.), которые включают: «Выдержки из 5-и логов» (9 с.), «Публикации в СМИ» (60 с.) - 18 публикаций, включая: «Радио» - 6 статей, «CQ DL» - 4, «QST» - 1; бюллетень INDEXA – 1; статья из нем. сайта за 2019 г. - 1; вырезки из местных газет тех лет – 7; «Наградная и памятная тематика» (8 с.), «Из истории создания РАС СССР» (4 с.) и «Из истории создания РАС России и РАС Украины» (2 с.) + иллюстрированная черно-белая обложка (1-я и 4-я стр.), т.н. Титульный и обратный его листы (2 с.).

Точный объем книги будет определён после профессионального её макетирования. Эту работу планирую начать с начала февраля и она обойдется примерно в 120 долларов. Спасибо Юрию (R5GM), от которого уже получил экв. 5000 рос. руб. – что составляет почти половину необходимого.

73! UY5XE

UX4UM- Виктор Петренко (UX4UM, ранее – RT4UM):

Я тогда работал в Управлении связи «Главкиевгорстроя» - проводная и радиосвязь, при строительстве домов и админзданий города. Киеву было поручено восстанавливать Кировакан и Спитак - который там рядом, 20-30 км.

Был сформирован СМП "КИЕВСКИЙ" (строительно-монтажный поезд), в который была включена вся техника (вся для строительства и перевозки, и ж/б панели, и стены, и опоры зданий, и т.п.), жилые и производственные вагончики-бытовки, и т.д. Набралось прилично, больше сотни платформ и вагонов. Естественно, без связи строить что-нибудь вряд ли возможно. Поэтому и наше управление приняло в этом мероприятии самое деятельное участие. Хотя я и не прочь был поработать в эфире из гор Азии, но ехать в числе первых - это уж чересчур. Но жребий решил иначе - ведь чтоб не было никому обидно, разыграли на т.н. «спичках» - сначала порядок («длинная»), потом основная группа («короткая»). Вот и выпало мне, а ведь я к этому отнюдь не рвался. Тут уж пришлось спешно готовить технику, снаряжение, позывной (RG1G - заслуга ГИЭ, так они сами решили).

Единственный плюс в такой постановке вопроса, что все снаряжение - и трансивер, и усилитель, и антенны - поедут поездом, вместе со всем / всеми, хоть туда... А брал я с собой - трансивер UW3DI, УМ на трех ГУ-50 (это все более 50 кг), телескоп от КШМ малый, 10 м, GP. с противовесами на верхние диапазоны, и дельту 84 м на 80 м и 40 м. Вся подготовка заняла около месяца, и в начале февраля мы отправились. Ехали больше двух недель, неоднократно наша доблестная ЖД делила состав на 2, на 3 части, потому что ни в какой перегонный узел/тупик этот состав не помещался по длине. Прибыли на ст. Кировакан 27 февраля, разгрузились. Место нам выделили в 30 км от города, по дороге в сторону противоположную Спитаку. Расставили бытовки, а я антенны, и - в эфир!

Работал я с 15-го марта до 23-го апреля, 5200 QSO cо всеми континентами, можно было бы и лучше, но ведь работа... Уйму времени заняло разворачивание сетей: и проводной, и радио - на р/ст "АЛТАЙ" и "ГРАНИТ"; прямая тлф связь с Киевом. В результате тем кто приезжал на смену, а работали/дежурили там помесячно до 1992-го, - никаких серьезных работ... Даже в июне 1991-го, отдыхая в Абхазии, была у меня такая мысль "нагрянуть" в наш СМП, в Кировакан, это ведь относительно недалеко...

Обратное мое возвращение в Украину было куда более драматичным... С трансивером и усилителем самолетом через Тбилиси, Минводы, Херсон и поездом на Киев.

Такая вот эпопея... Забудется вряд-ли то, что увидел в Спитаке. До сих пор при воспоминаниях о тех событиях всё встает перед глазами...

UX4UM RG1G

4Z5NR- Андрей Богомолов (4Z5NR, ранее: UB3IBA, UT0HB):

Все события декабря 1988 года происходили очень быстро. 8 декабря, на следующий день после землетрясения, позвонил Саша Савенков. Он сказал, что готовится группа радистов, для обеспечения связи с отрядом Донецкого ВГСЧ в Ленинакане, смогу ли я поехать? Антенны и передатчики наши, вариант полевого дня. Недолго думая, я согласился, обговорили оборудование - 2 трансивера, разборные мачты, антенны, диполи, дельты, ремонтные комплекты и т.д. Ограничения были по весу и длине труб, не более 3х метров. На следующий день, позвонил инструктор из конторы, сказал ни каких документов с собой не брать, теплая одежда, сапоги, не большой «тормозок» на дорогу. Спросил какие габариты и вес беру с собой, сказал, что к подъезду подъедет ГАЗ-66 (с «кунгом»), заберет меня и железо. Предупредил отдельно, фотоаппарату не брать, все будет досмотрено. После погрузки, мы сразу поехали на аэродром. Помню шел мелкий снег, вечер, мы собрались около борта ИЛ-86. Отряд Донецкого ВГСЧ и наша четверка, всего было до 30 челове. Пока загружали оборудование, нас познакомили, майор Ильин возглавлял отряд. Тут же были даны инструкции и поставлена задача, - обеспечение круглосуточной оперативной связи, через UB3IWA, со штабом ВЧСЧ г. Донецка. Летели ночью, все проходы в салоне, были завалены спасательным оборудованием, полевыми палатками, бидонами с водой и провизией. Приземлись утром в аэропорту «Звартноц» в Ереване. После полудня, погрузились в два автобуса и выехали в Ленинакан. Подъезжая к зоне разрушений, пейзаж за окном, менялся. Не естественно наклоненные деревья, трещины в дороге. Справа по ходу, в кювете лежал разбившийся легкомоторный самолет. Он не удачно пытался совершить посадку на эту дорогу. В город въехали неожиданно, кругом темень, в свете редких костров разрушенные здания, понять, где мы находимся было невозможно. Ночевали в автобусе, утром уже добрались к объекту ЦУМ на улице Ширакаци.

1988 armenija 004

От ЦУМа остался только передний фасад с колонами, весь многоэтажный универмаг лежал в развалинах на площади размерами с футбольное поле. Вдоль дороги стояла военная техника, подъемные краны, трактора, генераторы, половина из которой была разморожена. Людей практически не видно, только военные на перекрестках. В городе не было электричества, питьевая вода не пригодная. Нас сразу предупредили, что с наступлением темноты и до рассвета – комендантский час. Передвигаться по городу запрещено. Постоянно чувствовали подземные толчки, одиночные и серии до 4 – 6 балов. Поэтому было принято решение селиться в палатках, здания были не надежны. Напротив ЦУМа была аллея с деревьями, в этом мини парке разместили свою базу. Нам выделили подсобное помещение в полевой столовой. Присмотреть за провизией и всегда быть под рукой. Нашли в развалинах старую чугунку, но местный уголь плохо горел. Топили дубовым паркетом, который нашли там же. Один из генераторов на колесах оказался рабочим. От него запитали весь палаточный городок. Возле генератора круглосуточно был солдат, его задача была что бы генератор работал бесперебойно. Наши палатки находились среди деревьев, не было места для поворотных антенн, решили ставить дельты и диполя. Напротив нас, через дорогу была на половину разрушенная пятиэтажка.

1988 armenija 005

Выход на крышу был, нам по крышам лазить не впервой, всю жизнь на них провели. Коля и Саша перебросили веревки и натянули дельту. Все было как в замедленном фильме, уже и не помню какие ставили антенны. Обстановка разрушенного города, пасмурная погода, всё серое, запахи, ни о чем не хотелось думать. По ночам, с разных сторон, была слышна стрельба из автоматического оружия. Это были перестрелки мародеров с солдатами, охранявшими объекты. Была стрельба и на нашей территории. Утром из завалов достали мародера, в каске, с оружием. У солдат в охранении были только прожектора на низкой высоте, объект был освещен плохо. Все время была безветренная сырая погода. Через неделю, над ЦУМом, запустили воздушный шар-аэростат с прожектором (вроде французы передали). Прожектор питался по кабелю.

1988 armenija 006

Каждую ночь этот шар поднимали и освещали развалины универмага. Появилась возможность работать по ночам, круглые сутки. Мародеры стреляли по шару, он опускался, его латали и снова поднимали. Вдоль всех дорог и на перекрестках лежали гробы, они были сложены в штабеля. Разного размера, разной отделки, можно было выбрать любой подходящий.

1988 armenija 007

Тела укладывались в открытые гробы, для опознания. Вечером их забирали в грузовики и увозили. За городом, землеройные машины копали длинные траншеи, в которые опускали гробы и тут же засыпали. В первый же день, была установлена связь с Донецком. Полетели радиограммы, подробности, началась работа. Коля, помогал диспетчерам самолетов. Сергей вел переговоры о доставке аппаратов искусственной почки из Европы, большинство травм были связаны с синдромом сдавливания. Весть о том, что возле ЦУМа есть связь, облетела весь город. К нам обращались представители многих организаций, приходили простые люди, передать что они живы. Мы начали составлять списки, было много запросов узнать судьбу родственников. Нам передавали адрес, фамилию, возраст. Поскольку радистов хватало, этот вопрос я взял на себя. Мне сделали специальный пропуск и каждый день с утра, я выходил со списком и адресами разыскиваемых людей. Проблема была в том, что ни у кого не было карты города. Сначала я шел в центральную больницу, она была наполовину разрушена, там во дворе и в коридорах были списки опознанных тел. Дальше узнавал, в какой стороне адрес, уточняя по дороге направление. Местных жителей было мало, и они от шока, находились в прострации, не понимая, что происходит. Со временем начал ориентироваться, хотя самого города не было, дома и улицы были перемешаны (как в бетономешалке). У меня был журнал, где я записывал все адреса, фамилии выживших, которых нашел и лично разговаривал. Несколько раз со мной ходил Сергей, мы тогда шли сразу по нескольким адресам. Основной задачей горноспасателей было обнаружение и эвакуация живых людей. Они искали и проделывали ходы в полуподвальные и подвальные помещения универмага. Из-за постоянных подземных толчков, проделанные ходы обрушились и приходилось делать новые в обход. С каждым днем вероятность нахождения живых резко уменьшалась. Ночи были холодные - до минус десяти градусов. Через две с половиной недели наша спасательная операция закончилась. Мы вылетели всей группой, с оборудованием, случайным бортом с аэродрома Ленинакана. Через два дня - Новый Год. Это был трудный урок и испытание, с которым мы справились. Ребята работали профессионально без срывов. Не оспоримым авторитетом и душой нашей команды был Саша Савенков (UB5IOK) - вечная о нем память!

1988 armenija 008 

US3LX- Леонид Холод (US3LX, ранее - RB5LJX):

С первого дня армянской трагедии в работу радиолюбительской спасательной сети включилась коллективная станция Харьковского государственного университета (UB4LWC). Инициатором был, на то время, преподаватель университета Виктор Русинов (UB5LGM, позже - UT8LL, ныне - SK.)... Было организовано круглосуточное дежурство - я, в то время студент пятого курса, пошел в деканат и получил разрешение не посещать занятия на время работы сети. Дежурил ночью, утром меня меняли ребята, отсыпался и снова за трансивер. Равнодушных не было - все члены коллектива внесли свой весомый вклад в бесперебойную работу «коллективки», в это время и в этих условиях - UB5LGM, Сергей Чулаков (UB5LGJ, ныне - UR5LGJ), Сергей Махота (UB5LKJ, ныне – UR5LKJ), Игорь Моторин (RB5LTZ, ныне - UR9LD), Игорь Пыж (UB4LSB, ныне - UY5LW), Дмитрий Белоусов (UB4LRG, ныне – UR4LRG), Андрей Чуча (UB4LRQ, ныне - UR4LRQ)... О нашей работе сделала репортаж одна из радиостанций, местная телекомпания сняла сюжет, который несколько раз показывали в новостных выпусках. 7 января UB5LGM и я в аэропорту ожидали посадки на рейс Харьков - Ереван, пришла наша очередь менять ребят команды UZ9CWW, работавших в эпицентре трагедии. Планировался выезд втроем - Виктор, я и Игорь (UY5LW), но у него не сложилось и он, как и прежде, остался работать в сети из домашнего QTH. Я сессию сдал экстерном, нам оформили командировки - и в аэропорт. Улетали по линии спецслужб - кто и как договорился до сих пор не знаю, могу только догадываться, но мы с немалым перегрузом, аппаратурой и антеннами в самолёт прошли без досмотра и проверки документов из отдельного зала, оставалось только удивляться. 9 января прибыли в Спитак… Приземлились в разбитом ереванском аэропорту «Звартноц» – там, буквально накануне, прошли массовые беспорядки и красавец-аэропорт превратился в сооружение оригинальной архитектуры с выбитыми стеклами и вынесенными дверями. Ночевали на UG7GWO, центральной станции аварийной сети. Если точнее, то ночевал я, Виктор ночь напролет играл в бильярд с Кареном - станция занимала чуть ли не этаж в здании, площади позволяли. На следующий день выехали в Спитак - туда с гуманитарной помощью шел грузовик. Виктор, как лидер нашей команды, ехал в кабине с водителем, я - в кузове, под какими-то матрацами и брезентом, все-таки январь месяц, как-никак и мороз в наличии при отсутствии снега. Меняли ребят из Свердловска. Базировались на горе рядом с руинами города, в палатке, по наследству переходившей еще от польских спасателей. Основная задача - поиск родных и близких людей, пострадавших во время трагедии и рассеянных по всему миру, информация о судьбах погибших и выживших в этой катастрофе. Работали почти до конца месяца, было много разных событий и ужасных, и интересных, и странных - одним словом - разных. Хватило бы, пожалуй на отдельную книгу о том времени, иногда вспоминаю в узком кругу и самому не верится, что это было со мной. Много встреч с разными людьми, много общения и положительных эмоций, например, когда находишь человека, говоришь ему - кто его разыскивает, а он плачет от счастья, так как думал, что его близкие погибли. Встречались и с коротковолновиками - ездили в Кировакан к ребятам из Ульяновска вместе с Михаилом, (UF6FAL) и Мамукой RF6FM). Домой возвращались через Тбилиси на машине наших грузинских коллег через перевалы и горные серпантины. В Тбилиси пришлось быть еще три недели, жили у Михаила Игнатова (UF6FAL) - билеты обратно достать было невозможно.., Спасибо тбилисским ребятам-радиолюбителям за помощь и, естественно, Мише и его семье за гостеприимство и дружбу - просто замечательные люди.

RB5LJXUB5LGM
RB5LJX   и  UB5LGM

UA3LMR - Вячеслав Синдеев (UA3LMR, ранее - UB4MPA):

В 1988-89 гг. не смог попасть в зону землетрясения, и в эти месяцы нес вахту в эфире. В 1990 г. участвовал в восстановлении Ленинакана - делали усиление в подъездах жилых домов, разгребали завалы и т.п. В эфире не работал – работали по 20 часов в сутки, за месяц сбросил 18 кг. Жили на ж/д вокзале в плацкартном вагоне, оставил там на стенке свою QSL. 

RK-DELAT-emblema

Flag Counter

 forum-odessa

BCRC logo

KDXCC