РАДИОКЛУБ "DELTA"

UR4UWS/EO0UD

439 минут “Сириуса”

Георгий Члиянц (UY5XE)

Под таким названием, более 35 лет назад, вышла документальная повесть [1]. Она была посвящена покорителям космоса, которые на стратостате "Осоавиахим-1" осуществили рекордный подъем на высоту 22000 м.

Старт "Осоавиахим-1" был дан в 09 час. 06 мин. (MSK) 30 января 1934 г. с лётного поля в Кунцево. В его экипаж входили стратонавты: Павел Федорович Федосеенко [1898-1934] (орденоносец гражданской войны, мировой рекордсмен по продолжительности полёта на малом сферическом аэростате) - инженер, пилот экипажа, Андрей Богданович Васенко [1899-1934] (инженер, конструктор стратостата) - аэрологические наблюдения и Илья Давыдович Усыскин [1910-1934] (молодой научный сотрудник Ленинградского физико-технического института) - исследование космических лучей.
Полёт для экипажа окончился трагически - при спуске стратостат попал в струйное течение, подвесные стропы, соединяющие гондолу с оболочкой, не выдержали чрезмерной нагрузки и в результате чего она оторвалась. При ударе гондолы о землю (упала в Инсарском районе Мордовии), отважные исследователи погибли. Похороны героев состоялись на Красной площади, у Кремлевской стены.

sirius

Приведём краткую хронику этого трагического (четвертого по счету полёта стратостата - см. Справку) и, в тоже время, исторического подъёма в т.н. "ближний" космос. Хроника составлена, как на записях из бортового журнала стратостата и радиограмм-переговоров (позывной радиостанции стратостата был “Сириус” и длина волны его передатчика - 69 м, а позывной радиостанции штаба полета – “Земля” и длина волны его передатчика - 75 м), так и на полученных позже в штаб полёта писем-рапортов радиолюбителей (к сожалению, их любительские коротковолновые позывные установить не представилось возможным и, видимо, они были либо только SWLs, либо - обычными рядовыми радиослушателями...).
Примечание: Отметим, что во время полёта стратостата "СССР" (см. п. 3 Справки) радиолюбители-коротковолновики непрерывно вызывали его радиостанцию и тем самым мешали переговорам между экипажем и организаторами полета. В связи с этим, руководство ОСОАВИАХИМ заранее обратилось к коротковолновикам с просьбой в день полета соблюдать полное радиомолчание на вышеприведённых длинах волн.
- 09.15 (“Сириус” - “Земле”): «Иду на высоте 1600 м. Пробил облака. Температура минус 3...».
- 09.45 (“Сириус” – “Земле”): «Высота 15000 м по альтиметру. Внизу сплошная облачность. Определить направление полета невозможно».
- 10.05 (“Сириус” – “Земле”): «Достигли высоты 19000 м по альтиметру, не израсходовав ни одного грамма балласта».
- 10.59 (“Сириус” – “Земле”): «10 час. 48 мин. высота 19600 м. Ваш номер 11 приняли, слышимость прекрасная... Температура в гондоле плюс 20, высота по альтиметру 20500. ... Временно, на 10 мин. Прекращаем приём и передачу для того, чтобы включить патроны ”А(л)удос” для поглощения углекислоты».
- Время не указано (“Земля” – “Сириусу”): «Со всей бдительностью и внимательностью снизиться. Сообщайте направление стратостата и возможное место посадки. Готовимся выехать встречать вас. ...».

Прошло уже два часа, как радист московского штаба управления полётом записал последнюю радиограмму, но, “Сириус” молчал и не отвечал на последующие (после 12-и часов) неоднократные вызовы “Земли”...
Hо односторонние вызовы “Сириуса” слышал радиолюбитель из Энгельса (Саратовская обл.) Стеттлер, который и после 12.10 услышал «обрывки» трёх радиограмм “Сириуса” (№№ 14, 15 и 16), а в 12.45 записал радиограмму №17: «Алло, алло, говорит “Сириус”. Имеем высоту 21000 метров...» А через 10 мин он услышал уже знакомый ему голос из стратосферы, который начал
передавать радиограмму №18, но принял всего лишь её начальные слова и передача прервалась...
Эту же радиограмму (под №17, в 12.55) слышал и радиолюбитель Кержаков из с. Ям,, Московской обл.
Приводим (в хронологическом порядке) выдержки некоторых записей из бортового журнала и личных дневников стратонавтов:
- «12.17. Альтиметр - 21600. Температура внутри гондолы +23 С. ...».
- «Альтиметр 22000 метров. Спуск начался в 12.33. Остаток балласта - 220/45 килограммов...».
- «13.20. Высота неизвестна. ... Продолжительный клапанный хлопок».
- «Стратостат вновь от разогрева наполнился. 13 час. 47 мин.».
- «Едим шоколад. 13.51. Вновь идём вверх. Альтиметр 21500».
- «14 час. 01 мин. Давление внутри гондолы держится без изменений. ...».
- «Слышно морзе. Приемник работает. 14 час. 07 мин.».
- «Альтиметр 21200. 14 час. 20 мин.».
- «Работает слабо радио. Идет спуск. Оболочка сжимается. ...».
- «13.50. Работает приемник: «Вас не слышим. “Сириус”. Я – “Земля”, отвечайте.».
- «14.36. Медленно спускаемся. Принимаем радио с Земли».
- «15.28. Альтиметр 17400. ... Связи с радио нет. ...».
- «15.40. Чувствуем себя бодро. Альтиметр 14300.».
- «16 час. 13,5 мин. Альтиметр 12000.».
Можно предположить, что с 13-ти часов передатчик “Сириуса” часто давал сбои в работе (и передатчик и приёмник стратостата, с самого начала полёта, работали не совсем надёжно - что видно из вышеизложенного)...
И совсем непонятна якобы радиограмма “Сириуса” с тревожным сообщением, которую с своих наушниках услышал еще в 12.45 (!) радиолюбитель из Гомеля Hеклюев: «Внимание, говорит “Сириус”. Сообщите об этом. Экипаж попал в зону осадков. Мы находимся в безвыходном положении. Обледенены льдом, падаем... Два моих товарища в скверном состоянии. Кончаю.». И ещё в течении длительного времени «голос с высоты» все повторял: «... Облеплены
льдом, падаем ...». И это в то время, когда (как передавались с борта стратостата, так и отмеченные в записях стратонавтов) обстановка была еще вполне нормальной...
Примерно с такими же фразами, но уже глубокой полночью (!) такое сообщение услышал и командир роты Чончарской дивизии П.М. Касаткин (слушал на приёмник, установленный в библиотеке центральной усадьбы колхоза "Ударный фронт" - с. Петницкое, Hовозыбковского района, Смоленской обл.).
Спустя восемьдесят лет, с момента данного полёта, уже невозможно установить истину, но радиограммы “Сириуса” с тревожным сообщением, явно, смахивают на радиограммы-фальшивки... И дальнейшие рассуждения и комментарии не имеют смысла...
По заключению комиссии от 22 февраля 1934 г., при вхождении стратостата в область тропосферы (высота 8000-10000 м) наступило резкое увеличение скорости падения, вызвавшее увеличение давления на нижнюю поверхность стратостата, полный обрыв гондолы от оболочки и её свободное падение до встречи с земной поверхностью. Произошло это в районе 17-ти часов...

Справка [2, 3]:
1. Первый полёт в стратосферу (высота свыше 11000 м) состоялся 27 мая 1931 г. экипажем в составе швейцарского профессора А. Пиккара (Огюста Пикара) и бельгийца П. Кипфера. Была достигнута высота 15780 м.
2. 12 августа 1932 г. А. Пиккар и бельгиец М. Козинс достигли высоты 16370 (16201) м. Hа борту стратостата отсутствовала радиостанция и за несколько часов полёта, когда о нём не было никаких известий, газеты и радио успели объявить его погибшим.
3. 30 сентября 1933 г. в 12.45 первый советский стратостат "СССР" (экипаж: Георгий А. Прокофьев - командир, Константин Д. Годунов – конструктор оболочки и Эрнст К. Бирнбаум - научный сотрудник) достиг высоты 19000 м
4. Последующие полёты экипажей стратостатов (вслед за "Осоавиахим-1"):
- 28.07.1934: американцы Кепнер, А. Стивенс и О. Андерсон достигли высоты 18000 м;
- 18.08.1934: бельгийцы М. Козинс и H. ван дер Элст достигли высоты 16000 м;
- 26.06.1935: стратостат "СССР-1-бис" (экипаж: профессор А.Г. Вериго, К.Я. и Ю.Г. Прилуцкий) достиг высоты 16000 м, но в нижней части оболочки его гондолы стали появляться расширяющиеся трещины и экипаж вынужден был выброситься с парашютами;
- 11.11.1935: американцы А. Стивенс и О. Андерсон достигли высоты 22066 м (новый мировой рекорд).
Фотографию радиоаппаратуры, установленной в гондоле стратостата "Осоавиахим-1", можно посмотреть в [4].

Литература и источники:
1. Вера Дорофеева, Виль Дорофеев. «439 минут “Сириуса"» (М.: «Молодая гвардия», 1977 - 256 с.).
2. БСЭ (третье издание) (М.: «СЭ», 1977, т. 24-II - с. 554).
3. Л. Репин "Высокий взлет" («Комсомольская правда», 20.09.1983 - с. 4).
4. Георгий Члиянц (UY5XE). «Трагический полет “Сириуса”» («Радиомир. КВ и УКВ»; №10/2006 - c. 3).

RK-DELAT-emblema

Flag Counter

 forum-odessa

BCRC logo

KDXCC