Большая Карпатская радиоэкспедиция 2015.
Карпаты!
При этом слове у каждого человека возникает своя, определенная, ассоциация. Для одного это Буковель с его горнолыжными трассами, для другого - Трускавец и бюветы с минеральной водой...
Лично для меня Карпаты ассоциируются с величественными соснами-смереками, шумом стремительных горных потоков, изумрудной зеленью высокогорных пастбищ-полонын и синими вершинами, утопающими в вечерней мгле.
Подготовка к Большой Карпатской экспедиции 2015 года у нас, с моим постоянным спутником и надежным товарищем Евгением UW5EFU, началась еще весной. Был разработан маршрут, проходящий преимущественно по горным вершинам, проведена техническая ревизия моего старенького, многострадального внедорожника "Nissan Pathfinder", определен список объектов ПЗФ, которые нам предстояло активировать в рамках программ UFF, URFF и URDA.
Незадолго до намеченной даты поездки, обратившись за помощью к руководителю Национальной программы "Українська Флора Фауна" Тарасовичу Павлу UT1KY, мы запаслись письмом от имени "Громадського комітету по захисту навколишнього середовища,
екології та використанню природних ресурсів", которым подтвердили наши полномочия в проведении радиоэкспедиции. Подобная мера предосторожности была вызвана сложной общественно-политической обстановкой в Украине, в условиях которой появление неизвестной машины с людьми в камуфляже, антеннами и кучей радиоаппаратуры, могло вызвать беспокойство у местных жителей и сотрудников правоохранительных органов.
Также, учитывая что часть нашего маршрута пролегала в непосредственной близости к государственной границе Украины, нами были заблаговременно проинформированы соответствующие подразделения Госпогранслужбы о датах и точках нашего перемещения по территории погранзоны.
Наконец все организационные моменты остались позади и наша экспедиция была готова к выезду.
Из аппаратуры взяли с собой следующее - трансивер Yaesu FT-897, антенный тюнер LDG AT-200 Pro, полевой вариант антенны Inverted V на 20 и 40 м. с питанием по одному кабелю, бензогенератор Firman 2 kW, автомобильный аккумулятор 60 а/ч, ноутбук для ведения аппаратного журнала, а также два GPS-навигатора. Также захватили УКВ-трансивер Yaesu FT-8800, две портативки и двухдиапазонный УКВ-диполь "Open Sleeve" преимущественно для организации связи между собой на местах стоянки.
Вечером 26 июня, погрузив вещи, аппаратуру и провизию в "Ниссан", мы взяли курс на запад.
Первой точкой, куда пролегал наш маршрут, был город Первомайск Николаевской области. Дело в том, что в его окрестностях, рядом с пос. Побугское, расположен интереснейший объект - музей ракетных войск стратегического назначения. Я посещал этот музей неоднократно, а вот Жене бывать там еще не доводилось. Но интерес к этому объекту был такой, что мы решили сделать крюк примерно в 300 км. ради того, чтобы посетить это уникальное место.
Проехав по жуткой трассе Кировоград-Николаев (те водители, кто ездил по ней, меня поймут) до Первомайска, мы остановились на ночлег в придорожной посадке. Традиционный ужин первого дня экспедиции - шашлык, обильно сдобренный коньяком, и мы в изнеможении завалились спать. Сказался напряженный день и тяжелая дорога.
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ.
С утра ранний подъем и вот мы уже движемся в сторону Побугского. Километров через 20 от Первомайска, практически на границе Николаевской и Кировоградской области, нас встречает плакат-указатель "Музей РВСН". Сворачиваем с трассы на неприметную дорожку, отсыпанную щебнем. Еще метров 500 и перед нашим взором открылась территория со всех сторон окруженная густыми посадками и огороженная колючей проволокой.
Музей РВСН был создан на территории пусковой площадки одного из полков 46-й ракетной Нижнеднепровской орденов Октябрьской Революции и Красного Знамени дивизии, входящей в состав 43-й ракетной армии. Здесь дислоцировались стратегические ядерные ракеты средней дальности РС-22А (SS-24 "Scalpel") шахтного базирования ОС (одиночного старта). С данной позиции осуществлялось управление пуском 10-ти ракет, расположенных в радиусе нескольких километров.
После обретения Украиной безъядерного статуса, к началу 2000-х годов, все шахтные пусковые установки на ее территории были уничтожены. Но благодаря энтузиазму офицеров-ракетчиков, было принято решение сохранить одну пусковую площадку, со всей ее инфраструктурой, и на ее месте создать музей. На территории музея собрана уникальная коллекция различного вспомогательного оборудования РВСН, обычного и ракетного вооружения, включая знаменитую ракету "Сатану".
Экскурсоводами здесь работают те, кто сам некогда заступал на боевое дежурство за пультом с "красной кнопкой".
В музей мы попали как раз к началу экскурсии.
Сначала нас провели к экспозиции, рассказывающей об истории создания дивизии, о быте и особенностях несения службы в РВСН. Мы увидели что представляет из себя центральная боевая стартовая позиция, узнали ее структуру, а также то, каким образом обеспечивалась ее охрана.
Дислокация ракетных стартовых позиций в районе Первомайска
План-макет боевой стартовой позиции
Пульт оператора дежурной смены охраны и обороны
Затем нам рассказали, что представляет из себя ракетная шахта, как в нее производится установка ракеты и каково строение унифицированного командного пункта (УКП), где нес боевое дежурство расчет пуска.
Структура УКП
Место несения боевого дежурства расчетом пуска (11 отсек)
Окончив осмотр крытой экспозиции, мы вышли на территорию, где располагается множество образцов различной ракетной техники, частей и деталей ракет, а также самая мощная ракета в мире РС-20 (SS-18 "Satan").
"Виновница" Карибского кризиса 1962 года - ракета Р-12 (уменьшенная в размере)
Крылатая ракета Х-22Н
Тактический ракетный комплекс "Точка" и его ядерная боевая часть
Образцы различного ракетного вооружения
Над всеми этими экспонатами, словно черная молния, грозно возвышается знаменитая "Сатана". Кстати это единственная ракета данного типа, сохранившаяся в Украине. Ранее она служила учебным пособием в Харьковском военном университете. Ее длина 34 метра, вес 211 тонн. Несмотря на то, что ракеты данного типа изготовлялись на Днепропетровском ЮМЗ, на территории Украины они не базировались, поэтому найти такой экспонат было задачей весьма трудной.
Ракета РС-20 (SS-18 "Satan")
Головная часть
Но благодаря усилиям сотрудников музея все же удалось отыскать один экземпляр ракеты и теперь каждый желающий может прикоснуться к самому грозному оружию в истории РВСН. Лично я предпочел подержать "Сатану" за ее хвост.
Держу "Сатану" за хвост
Ни и как положено, вблизи любой "сатаны", пусть даже и ракетной, обязательно должен находиться черный кот. Здесь подобный субъект также был обнаружен. Он тотчас взобрался ко мне на руки и стал намуркивать все военные тайны, которые только знал.
Сатанинский кот ракетно-стратегического назначения
Узнав от кота всю секретную информацию, заключавшуюся в разглашении мест базирования местных мышей, мы бросились догонять нашу экскурсионную группу. Впереди нас ждала самая интересная часть экспозиции - т.н. техническая территория.
Технической территорией называется участок, где непосредственно располагается ракетная шахта и оголовок УКП. На действующих ракетных позициях это наиболее охраняемая часть позиции. Она окружена несколькими рядами колючей проволоки, между которыми установлены сигнальные мины (в некоторых случаях - противопехотные), датчики движения, а также электрозаграждение - т.н. сетка П-100. Визуальное наблюдение за территорией осуществлялось из караульного помещения с установленном на его крыше пулеметом ПКТ. Горе тому нарушителю, который бы решил преодолеть охраняемый периметр! Если бы он увернулся от кинжального огня пулемета, то все равно бы сгорел на электрозаграждении с напряжением 3000 вольт!
Караульное помещение с пулеметной башней
Передвижение по поверхности технической территории осуществлялося исключительно во время проведения регламентных работ по обслуживанию ракеты и вспомогательного оборудования. В остальное время доступ сюда был закрыт всем без исключения.
Однако на нас данный запрет не распространялся и мы свободно прошли через распахнутые настежь ворота. Здесь выставлены различные типы автомобильной техники - автомобили для перевозки ракет, автомобили, предназначенные для установки ракеты в шахту, автомобиль для перевозки контейнера с головной частью, топливозаправщики и т.п. Примечательно, что вся эта спецтехника создана на базе различных типов автомобилей МАЗ.
Установщик ракеты в шахту
Контейнер и автомобиль для перевозки головных частей ракет
Автомобили-установщики
И вот, наконец, нашему взору предстала пусковая шахта, в которой некогда находилась ракета, способная одним выстрелом уничтожить десять Хиросим! Сейчас шахта больше чем на половину залита бетоном, что делает ее абсолютно непригодной для использования по прямому назначению.
Оголовок ракетной шахты
Над шахтой нависает защитное устройство - крышка весом 120 тонн. Она была способна защитить ракету от прямого попадания ядерного заряда. Для осуществления пуска ракеты система гидравлического привода позволяла открыть эту громадину всего лишь за 8 секунд!
Крышка шахты весом 120 тонн
На краю технической территории находится антенна посредством которой осуществлялась связь ракетного полка с вышестоящим командованием. Мачта, на которой крепится эта антенна, имеет предустановленный наклон для ее опускания в строго определенное место. Рассказывают, что однажды один кабинетный генерал-проверяющий, увидев эту антенну, орал благим матом, обвиняя командира в том, что его подчиненные не в состоянии установить мачту в вертикальное положение.
Антенна связи
Рядом с антенной расположено здание холодильного центра. Дело в том, что в помещении УКП установлено громадное количество различной электро и радиоаппаратуры, которая при своей работе выделяет большое количество тепла. Для ее охлаждения между стенок командного пункта намораживается несколько тонн льда. Этот же лед используется в качестве источника воды для бытовых и технических нужд расчета пуска, в случае перевода УКП в автономный режим работы в условиях ядерной атаки противника.
Холодильный центр
Емкость с антифризом
Из помещения холодильного центра идет спуск в систему подземных коридоров, т.н. потерн, простирающихся практически под всей территорией площадки. Они связывают между собой холодильный центр, караульные помещения и здание штаба. Отсюда же, по потерне длиной 150 метров, осуществляется вход в святая-святых боевой ракетной позиции - командный пункт.
Потерна ведущая ко входу в УКП
Унифицированный командный пункт, или сокращенно УКП, это стальной стакан высотой около 40 и диаметром 3.3 метра, закрепленный в подземной шахте посредством системы амортизаторов. Он разделен на 12 отсеков, в которых располагается различное оборудование - системы управления ракетами, аппаратура связи, аварийные генераторы, аппаратура обеспечения режима автономной работы и т.д. В двух, самых нижних, 11 и 12 отсеках, располагается место несения боевого дежурства расчетом пуска и помещение для отдыха.
Вход в УКП осуществляется через две бронированные двери, работающие по шлюзовой системе. Эти двери способны выдержать ударную волну от ядерного взрыва и защитить командный пункт от разрушения.
Первая входная дверь в УКП
Спуск боевого расчета к месту несения дежурства в 11 отсек осуществляется посредством лифта. Так как я уже неоднократно бывал в музее и не раз спускался в 11 отсек, мы решили, что туда спустится один Женя. В сопровождении экскурсовода он погрузился в лифт и начал спуск на сорокаметровую глубину.
Входная дверь 12 отсека. Видна лестница, ведущая наверх в 11 отсек.
Здесь каждый посетитель может почувствовать себя командиром расчета пуска, занять его место и даже нажать на знаменитую "красную кнопку" серого цвета. А сопровождающий экскурсовод, в прошлом офицер-ракетчик, подробно расскажет обо всем алгоритме запуска - от момента поступления команды на пуск до старта ракет.
Евгений UW5EFU на боевом посту расчета пуска
Пульт управления пуском
"Красная кнопка" серого цвета
Пульт управления системами связи
Пульт контроля состояния оборудования УКП
Уровнем ниже расположен 12 отсек - помещение для отдыха боевого расчета. С виду напоминает купе поезда с кучей шкафчиков-рундуков в стенах.
Общий вид 12 отсека
Как видите, в данном музее можно провести ни один час за разглядыванием его экспонатов и уехать отсюда с самыми лучшими впечатлениями. Но время нас уже поджимало и мы, горячо поблагодарив нашего экскурсовода за увлекательнейший рассказ, отправились дальше на запад по нашему маршруту.
По дороге остановились пообедать в кафе с интересным названием "Пирожкова хатынка", расположенном в с. Червона зирка недалеко от Хмельницкого. Пирожков там 8 видов, огромные в размере и по весьма низкой стоимости. Считайте это рекламой :)))
Кафе "Пирожкова хатытка"
Первой точкой выхода в эфир был определен национальный парк "Подольские товтры" (URFF-018). Это цепь холмов, раскинувшаяся вдоль поймы реки Смотрич в Хмельницкой области. Местом для нашей стоянки был определен высокий, покрытый лесом, живописный кряж, расположенный над старинным городом Каменец-Подольским.
Подольские Товтры
К месту стоянки мы добрались уже на закате. И тут у нас возникла первая проблема. Еще в движении я несколько раз уловил в машине запах горелого масла. Приехав на место, я обнаружил серьезную течь из-под клапанной крышки двигателя. Было решено, что с утра отправимся в Каменец-Подольский искать СТО для ремонта. Учитывая это, решили не разворачивать антенну и аппаратуру, тем более, что после долгой дороги усталость брала свое. Поужинали, любуясь полной луной и огнями, расположенного в низине города, и легли спать.
Ночь над Каменец-Подольским
ДЕНЬ ВТОРОЙ.
С утра, как и было запланировано, отправились искать СТО. Главная проблема заключалось в том, что было воскресенье и все СТО, встречавшиеся нам по дороге, были закрыты. В поисках открытой мастерской, объехали практически весь Каменец-Подольский. Ну, как говорится, нет худа без добра - хоть город немного посмотрели! Тем более, что Женя в Каменце был первый раз.
Главная достопримечательность города - Старая крепость
Городские ворота
Каньон реки Смотрич
Наконец, после долгих мытарств, мы нашли небольшую "гаражную" автомастерскую, работающую в выходной день. Веселый дядька-автослесарь, осмотрев машину, резюмировал - нужна замена прокладки. Естественно, что найти подобную прокладку в воскресенье, в Каменец-Подольском, да еще на такую довольно редкую машину, как у меня, мы не смогли, поэтому ограничились тем, что затянули посильнее болты на клапанной крышке. Течь не исчезла, но стала значительно меньше. Решили, что будем периодически проверять уровень масла и, при необходимости, просто его доливать. Купили масла про запас и двинулись обратно.
На старое место возвращаться не хотелось. Далековато, да и стоять на открытом солнце довольно не уютно. Слава Богу, Товтры большие, поэтому мы без труда нашли другую, более приемлемую, позицию для установки лагеря.
Развернули аппаратуру, установили антенну и в эфир полетело "Всем! Радиоэкспедиция Флора-Фауна. Здесь UV5EVZ/P". И вновь мой аппаратный журнал стал наполняться уже такими знакомыми позывными постоянных корреспондентов!
Пока я штурмовал просторы радиоэфира, Женька занялся приготовлением ужина. Могу сказать со всей ответственностью, что готовить он умеет. Особенно, что касается мяса и блюд из грибов.
Главный повар экспедиции
Спустя некоторое время до меня донесся волшебный запах свежеприготовленного плова, от которого в животе сразу заурчало, а рот наполнился слюной. Это был сигнал к тому, чтобы я объявил в эфире QRT.
Божественный продукт!
Поужинав, решили пораньше лечь спать. Завтра нам предстоял приличный по расстоянию марш-бросок в горные районы Буковины.
ДЕНЬ ТРЕТИЙ.
С утра начали неспешные сборы. Впереди нас ждала очень тяжелая дорога, а если быть точнее, то направление, т.к. эти сплошные ямы и колея, выдавленная в асфальте многотонными фурами, "дорогой" назвать сложно. Наконец собрались и поехали.
Движемся в сторону Черновцов. По дороге решаем осмотреть пару достопримечательностей - руины замка в с. Жванец и знаменитую Хотинскую крепость. Они как раз у нас по пути.
В селе Жванец, возле местного "центра", сворачиваем с трассы направо и по узкой улочке выезжаем на крутой берег реки Жванчик, где некогда располагался пятибашенный замок, построенный в XV веке.
Руины замка на берегу
До наших дней сохранилась, и то частично, только северная башня.
Северная башня
Внутри башни
Про остальные укрепления напоминают лишь следы фундаментов в высокой траве, которые некоторые предприимчивые местные жители приспособили под хозяйственные нужды.
Современный сарайчик XV века.
Отсюда открывается красивейшая панорама реки Жванчик, где она, делая крутой поворот, впадает в Днестр.
Вид на р. Жванчик из окна замка
Рядом с замком имеется еще одно, уже современное, укрепление - ДОТ, некогда входивший в состав укрепрайона, известного, как "Линия Сталина". ДОТ неплохо сохранился, по крайней мере внешне.
ДОТ
Внутрь мы попасть не смогли, т.к. его входная дверь, кстати оригинальная, была закрыта. Говорят, что где-то в селе живет женщина, которая мечтает создать на этом месте музей. У нее и находятся ключи от ДОТ-а. Времени искать эту женщину у нас не было, поэтому мы ограничились только внешним осмотром и спуском в первый, доступный, коридор.
Вход в ДОТ. Справа видна оригинальная бронедверь.
Закончив осмотр, двинулись дальше.
Стрелки часов уже перевалили за полдень, а впереди у нас было еще более 100 километров пути, поэтому в Хотинскую крепость решили не заезжать, полюбовавшись ее стенами с противоположного берега Днестра.
Хотинская крепость.
Наш дальнейший путь пролегал через город Черновцы, куда мы решили заехать, чтобы пополнить запас продуктов, а также купить знаменитый "Прикарпатский" бальзам, который, к сожалению, в продаже свободно можно найти только в западных областях Украины.
Петляя по улицам Черновцов в поисках бальзама, мы въехали на привокзальную площадь.
Железнодорожный вокзал в Черновцах
И первое, что нам бросилось в глаза, это скульптурная композиция на фронтоне здания вокзала, в виде женской фигуры с поднятой вверх правой рукой. Мы подумали, что некоторые СМИ, увидев подобную картину, вполне могут написать, мол, "бандеровцы" установили на Черновицком вокзале "зигующую" скульптуру :)))
"Зигующая" женщина :)))
Пополнив запас продуктов и купив пару бутылок "Прикарпатского", двинулись дальше в сторону Вижницкого НПП.
Нужно отметить, что Карпаты это, по своей сути, один сплошной национальный природный парк. Границы различных НПП практически сливаются между собой. Не успеешь выехать из "Вижницкого", оказываешься в "Буковинском", а оттуда попадаешь в "Черемошский" и т.д. Этой особенностью мы и решили воспользоваться в выборе места для стоянки, т.к. дальше нам нужно было каждый день менять позицию, активируя различные референции.
Наконец на горизонте показались горные вершины, покрытые величественными соснами-смереками. Здравствуйте, Карпаты! Встречайте нас!
Синие вершины Карпат
Любуясь окружающими пейзажами, я не замечаю на дороге огромную яму и на всем ходу влетаю в нее. Итог - оборванное крепление заднего бампера и оторванный брызговик. Ну с оторванным брызговиком еще как-то ехать можно, а вот с волочащимся бампером не поедешь, особенно по горам. Кое-как подвязываем бампер проволокой и начинаем искать место, чтобы осуществить ремонт.
И тут нам улыбается удача - на обочине дороги замечаем эстакаду. Заезжаем на нее и пытаемся исправить полученные повреждения.
Ремонт в пути
Наконец-то удается закрепить на место бампер и брызговик и мы готовы двигаться дальше. Однако время потеряно, день на исходе, а ночью искать место для стоянки в незнакомой местности категорически не рекомендуется. В районе Берегомета заезжаем на территорию Вижницкого НПП и становимся на ночлег. Решили, что в эфир выйдем уже с утра.
ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ.
Проснувшись, ставим аппаратуру, антенну и я выхожу в эфир. Активирую НПП "Вижницкий" (URFF-027). На календаре вторник - рабочий день, поэтому активность не слишком высокая, особенно на 40 м. Провожу чуть больше 100 QSO. К середине дня прохождение "умирает" и мы решаем двигаться дальше. Нам еще сегодня предстоит активация еще одной референции и для этого нам нужно будет подняться на хребет Томнатикул. Сворачиваемся и движемся в сторону перевала Шурдын через который проходит дорога к нашей следующей точке.
Дорога через перевал
Здесь рядом, на горе Мэгура, находится отель "Ковчег" - вотчина Валерия US0YW, у которого мы были в гостях в 2013 году.
На г. Мэгура. US0YW, UV5EVZ и UW5EFU. Фото 2013 г.
К сожалению, в этом году заехать туда не смогли из-за нехватки времени. Мысленно передав Валере привет, начали спуск с перевала в сторону с. Русская.
На дороге показался старый КПП - въезд в погранзону. Дальше дорога будет проходить вдоль румынской границы. Этот КПП уже давно не используется, основной контроль осуществляется на въезде в Русское.
Старый КПП на перевале
На КПП в Русском пограничный наряд проверил наши документы, выяснил наш дальнейший маршрут и дал "добро" на проезд. Быстрой проверке документов также способствовал тот факт, что мы заблаговременно уведомили Черновицкий погранотряд о нашей экспедиции и информация о нас уже была передана на погранзаставу, через которую мы двигались.
Памятник пограничнику в с. Русское
Здесь дорога проходит вдоль небольшой речушки Сучава, которая собственно и разделяет Украину и Румынию.
Елочки за речкой это уже Румыния
Нарушитель границы на контрольно-следовой полосе
Румынское село Лупчина. До этих домов рукой подать, а нельзя!
Начинаем подъем на хребет Томнатикул. Здесь дорога все также проходит вдоль границы. Погода портится, периодически накрапывает дождь.
Дорога вдоль линии инженерных заграждений
Украинский и румынский погранстолбы
Дальше дорога превращается в узкую лесную каменистую тропу, по которой мы пробираемся с большим трудом. Жене неоднокатно приходилось по пути выходить из машины и корректировать мое движение, чтобы объехать каменные валуны, торчащие из земли на этой, с позволения сказать, дороге. Но несмотря на все трудности мы продвигались вперед. Навигатор показывал набор высоты - 1000 метров, 1200, 1300... Наконец, где-то на высоте 1400 метров, среди плотной завесы крон деревьев блеснул просвет и мы оказались на полоныне.
Выезд из леса на хребет Томнатикул
Чуть дальше, на возвышенности, виднелись пять сооружений, напоминающие грибы-дождевики. Эти радиопрозрачные купола все, что осталось от бывшей радиолокационной станции, известной среди местного населения, как "Памир".
Буковинский "Памир"
Это и есть конечная цель нашей сегодняшней поездки. Еще немного и мы останавливаемся на площадке среди куполов.
На вершине "Памира"
Ставим антенну и я приступаю к активации НПП "Буковина" (URFF-082). Женя тем временем, взяв фотоаппарат, фиксирует виды окрестностей.
Помимо куполов здесь сохранились полуразрушенные строения казарм, штаба, складских помещений и обвалованных металлических укрытий, с бронедверями, где, судя по всему, располагалась аппаратура РЛС.
Самый большой купол
Обвалованное металлическое укрытие
Караульная вышка
В самом большом из куполов до сих пор сохранился "скелет" радиолокатора.
"Скелет" радиолокатора
Сейчас все эти помещения обживают пасущиеся на хребте коровы и кони, поэтому весь пол покрыт толстым слоем навоза.
Продолжаю работать в эфире пока не садится аккумулятор. Завтра продолжу уже запитавшись от бензогенератора.
Полевой Inverted V
Погода переменчивая - низкая облачность, периодически срывается дождь, а временами из-за туч выглядывает солнышко. Вечереет. Наступает время любоваться закатом.
Вечер на хребте Томнатикул
Ужинаем с "Прикарпатским" бальзамом, наблюдая за тем, как на хребет опускается ночь.
Посовещавшись, решаем остаться здесь еще на один день. Я хочу еще поработать из данной референции, а Женя намерен исследовать, расположенную неподалеку, одну карпатскую "задницу" - глухое, полузаброшенное село Сарата, где из всех благ цивилизации есть только электроэнергия, да и то лишь периодически.
ДЕНЬ ПЯТЫЙ
С утра не обнаружил в округе Женькину палатку. Накануне я лег спать в машине раньше него и не видел, где он ее ставил. Начинаю осматривать окрестности и наконец нахожу, где Евгений заночевал. Увиденная мной картина заставила меня срочно вернуться к машине за фотоаппаратом. Оказалось, что Женя не стал вечером ставить палатку, а просто, взяв спальник и каремат, устроился в одном из подземных металлических укрытий, как бомж в трубе :)))
Карпатский бомж :)))
Не успели позавтракать, как к нам пожаловал в гости местный лесник Илья. Познакомились и, как положено, выпили по "пять капель" за знакомство. Выяснили, что Илья живет как раз в той "заднице" - селе Сарата, куда Женька хочет прогуляться. Это последний населенный пункт в долине, стоящий на берегу одноименной реки Сарата. Информация о том, что в этом селе цивилизация, как таковая отсутствует напрочь, подтвердилась. Там нет ничего, за исключением электроэнергии - ни магазина, ни почты, ни рейсового транспортного сообщения. Нет даже мобильной связи! Для того, чтобы позвонить, Илья садится на своего коня (на "лошака", как назвал его Илья) и поднимается около 6 км. на хребет, где появляется сигнал базовых станций. Вот и сейчас он поднялся на Томнатикул, чтобы позвонить сыну. По его словам сейчас в Сарате живет только три семьи. Остальные дома или совсем заброшены, или их хозяева приезжают туда крайне редко.
Фото на память с лесником Ильей
"Лошак" из Сараты
Попрощавшись Илья уехал ловить сигнал базовых станций мобильного оператора, а Женя стал собираться в поход в Сарату и на лесоучасток Перкалаб, где до наших дней сохранилась одна из старинных плотин (кляуз), посредством которых бокораши (плотогоны) поднимали уровень воды в горных реках для сплава леса.
Учитывая отсутствие сигнала мобильных операторов в долине, куда направлялся Евгений, связь решили поддерживать посредством УКВ-портативок. Благо высота хребта, на котором мы стояли, а значит и расположение антенны моей радиостанции, позволяло это сделать без особых проблем.
Евгений к походу готов
Пожелав Жене счастливого пути, я стал готовиться к выходу в эфир. Завел генератор, но как только я нашел свободную частоту и дал в эфир CQ, генератор, пару раз чихнув, заглох. Дальнейшие исследования показали, что мы, в горячке нашей езды, просто забыли его заправить. Это было печально - аккумулятор сдох еще вчера, а в генераторе нет бензина!
От скуки я подключил трансивер к посаженному аккумулятору и начал сканировать эфир. На передачу аккумулятор уже не тянул, а вот на прием жизнь в трансивере еще поддерживал.
И вот в диапазоне 70 см. я вдруг услышал странный радиообмен. В эфире общались двое мужчин и две женщины. Причем они говорили шепотом на типичном гуцульском диалекте, который понять было очень сложно. Прислушавшись, я понял, что наблюдаю радиообмен местных контрабандистов, где мужики переправляют через границу какой-то товар, а женщины "стоят на шухере". Причем, судя по уровню сигнала, они были где-то недалеко от меня. Хватаю из сумки шнур, подключаю его к трансиверу и ставлю ноутбук на запись. Жаль, что пока я этим занимался, часть радиообмена записать не успел. Но то, что удалось зафиксировать, слушайте сами (для прослушивания нажмите на ссылку ниже)
АУДИОЗАПИСЬ РАДИООБМЕНА ГУЦУЛЬСКИХ КОНТРАБАНДИСТОВ
Из похода по окрестностям Женя вернулся уже затемно. Рухнув на сидение машины и немного отдышавшись, он протянул мне фотоаппарат со словами: "Смотри", после чего отправился спать.
Ниже я представляю вам фото тех мест, где проходил его маршрут.
Вид на долину реки Сарата
Старая, заросшая дорога, ведущая с хребта в долину
Река Сарата
Придорожный родник
Лесоучасток Перкалаб
Остатки лесосплавной плотины (кляузы) Перкалаб
Пруд перед плотиной
Дорога в с. Сарата
Сарата в сумерках
Плотина (кляуза) в с. Сарата
ДЕНЬ ШЕСТОЙ.
С утра начали спуск с хребта Томнатикул. Изначально мы намеревались спуститься в долину Сараты, но после проведенной Женей разведки, стало ясно, что сделать это, учитывая дождливую погоду, мы не сможем. Поэтому поехали тем же путем, что и поднимались - через с. Шепит.
В конце спуска, когда все наиболее тяжелые участки дороги остались позади, мы лоб в лоб столкнулись с двумя внедорожниками, поднимавшимися нам навстречу. Один - подготовленный L-200, а вот второй - корейский "SsanYong" на шоссейной "резине". С трудом начали разъезжаться. Поравнявшись с нами, водитель "Эльки" спросил, далеко ли до хребта? Мы ответили, что еще километров около пяти, но при этом выразили сомнение, что "Саньонг" нам пройдет. Мужик удивленно спросил, а что разве там не такая дорога, как здесь?! Пришлось объяснять, что самые "ягодки" ждут их впереди, а тот путь, по которому до этого они ехали, это просто автобан :)))
Оставив экипажи внедорожников размышлять над тем, что им делать дальше, мы продолжили движение.
Наш дальнейший маршрут лежал в НПП "Верховинский". Для этого нам нужно было проехать к райцентру Верховина, а там уйти в очередную горную "задницу". Двигаться туда решили по еще неизвестному нам пути - через перевал Джоголь, а затем, по долине реки Белый Черемош, выйти на Верховину.
Погода нас по прежнему не радует - низкая переменная облачность, дождь.
Начинам подъем на Джоголь. До этого читали в Интернете "жуткие" отзывы об этой дороге - камни, колея... Да по сравнению с подъемом на Томнатикул это просто скоростная автомагистраль "Киев-Борисполь"!
Дорога на перевал Джоголь
Наконец-то подъем заканчивается - мы на перевале. Высота 1150 метров. Отсюда видны купола "Памира", периодически закрываемые низколетящими облаками. У обочины дороги стоит "каплычка" - часовня. Останавливаемся полюбоваться видами, открывающимися с этой точки.
Каплычка на перевале Джоголь
Панорама с первала
Дальше дорога уходит вниз в село Верхний Яловец. Через него и лежит наш дальнейший маршрут.
Спуск в с. Верхний Яловец
Верхний Яловец это еще одна горная "задница", пусть и не такая глухая, как Сарата. Зимой, когда перевал засыпает снегом, добраться сюда могут только полноприводные "Уралы" да "Шишиги".
Центральная улица Верхнего Яловца
Здесь берет свое начало стремительная горная речка Яловичора, вдоль русла которой нам предстоит двигаться до самого ее конца - там, где она сливается с Белым Черемошем.
Выезжаем из села и движемся дальше по краю глубокого ущелья, на дне которого шумит Яловичора. Больше у нас на пути не будет ни одного населенного пункта до самого спуска в долину Черемоша.
Река Яловичора
Ближе к концу дороги замечаем на обочине плакат, с нарисованным на нем странным существом, доселе неизвестным науке. Приходим к выводу, что это Карпатская Чупакабра, питающаяся корой деревьев. :)))
Портрет Карпатской Чупакабры :)))
Наконец спуск закончился и мы въезжаем в село Нижний Яловец. Отсюда начинается дорога к одному из красивейших горных озер - Буковинскому Оку. Если бы у нас было чуть больше времени, обязательно бы заехали и посмотрели.
Наш дальнейший путь пролегает по дну долины вдоль русла одной из крупнейших рек Карпат - Белому Черемошу.
Река Белый Черемош
Дорога заметно ухудшается - сказывается интенсивный трафик лесовозов, местами на дороге видны следы недавних оползней.
Дорога в долине Черемоша
Дальше дорога превращается в одну сплошную яму. Стремление водителей "Уралов" нагрузить свои машины под завязку, приводит к такому состоянию дорожного покрытия и мостов, что по ним просто опасно ехать. Поэтому временами предпочитаем форсировать водные преграды в брод.
Один из бродов вместо моста
Здесь Белый Черемош, питаемый сотнями мелких речушек и ручьев, превращается в стремительную, полноводную реку.
Белый Черемош в нижнем течении
Местные жители вовсю используют Черемош в своих хозяйственных нуждах. Одни строят миниГЭС для обеспечения электроэнергией своих домов...
Строящаяся миниГЭС
... другие просто прямо в реке моют машины.
Карпатская автомойка
Наконец, измученные ужасной дорогой, добираемся до Верховины.
Табличка на въезде в Верховину со словами И. Франко: "Ось Жаб'є - гуцульска столиця".
Пополняем запасы продуктов и топлива. На местном базаре покупаем банку домашней сметаны, она нам понадобится для приготовления аутентичного карпатского блюда, о котором рассказ пойдет позже.
По дороге в НПП "Верховинский" решаем заехать к нашим старым и добрым знакомым на хутор Погорелец. Это еще одна "карпатская задница" без мобильной связи и иных благ цивилизации. Вот там и живут наши друзья - женщина Ольга (пани Олена, как ее называют местные) с дочерью Инной. Мы познакомились с ними лет пять назад и с тех пор, как бываем в этих местах, обязательно заезжаем в гости. Набрав гостинцев, отправляемся в путь.
И снова ужасная дорога! Расстояние в 25 километров мы преодолеваем полтора часа! Теперь мы движемся вдоль берега другого Черемоша - Черного.
Река Черный Черемош
Увидев этот плакат, осматриваем машину в поисках "неаборигенных" пчел :)))
Посторонним пчелам въезд, влет и вполз запрещен! :)))
Внезапно на обочине видим один странный предмет. Ба! Да это же самый настоящий паровой котел! Правда кто-то из местных жителей прорезал в нем отверстие, навесил дверь и сделал минисарайчик. Судя по тому, что этот котел собран еще на заклепках, можно предположить, что он был изготовлен еще до изобретения сварки. А значит ему около 100 лет! Откуда он здесь?! Вполне возможно, что этот котел когда-то являлся составляющей паровой лесопилки, которые во множестве находились в этих местах, когда данные территории входили в состав Австро-Венгерской империи, а потом Польши. Жаль только, что на нем не сохранились какие-либо обозначения, по которым можно было бы определить изготовителя.
"Сарайчик" в старом паровом котле
Наконец добираемся до Погорельца. Вот здесь и живет пани Олена - гуцулка Оля со своей дочерь Инной. Рядом находится еще несколько домов, но они пустые - старые хозяева умерли, а их дети предпочитают жить в более цивилизованных местах. Здесь же из всех благ цивилизации только электроэнергия, да и то благодаря лишь тому, что недалеко расположено лесничество. Тут, как и в Сарате, для того, чтобы позвонить по мобильному телефону, нужно взобраться на возвышенность и поймать сигнал базовой станции.
Здесь люди, как и много лет назад, в основном живут натуральным хозяйством. Из молока коров и овец делают сыр и брынзу, протекающая, практически у порога дома, река снабжает их свежей форелью, лес дает грибы и ягоды, а несколько свиней в сарайчике обеспечивают салом. До ближайшего магазина отсюда более 5 километров, поэтому пани Олена посещает его редко, предпочитая обходиться своими запасами, да тем, что растет на небольшом огороде за домом.
Кстати дому, в котором живет Ольга со своей дочерью, больше ста лет. Это деревянный сруб типичной гуцульской постройки.
Дом Ольги
Встреча была бурной и радостной! Вручение подарков, ну а потом за стол. Вареники с копченой брынзой, белые грибы, свежайшее сало и "карпатский йогурт" - ягоды черники и земляники с домашними сливками! Ну и конечно гуцульский самогон, настоянный на травах!
В гостях у пани Олены
В общем, от Ольги мы выбрались уже на закате дня. С трудом сев за руль, я завел машину и мы начали подъем на хребет, расположенный прямо над долиной, где расположен Погорелец. Слава Богу, что дорога знакомая, здесь мы уже не раз бывали, поэтому, несмотря на мое, весьма нетрезвое состояние, до места стоянки мы добрались без происшествий. Быть пойманными сотрудниками ГАИ мы не боялись, так как таковые здесь отсутствуют, как класс. :)))
Ставлю антенну и выхожу в эфир, любуясь, как выглянувшее из-за туч солнце освещает закатными лучами вершины окрестных гор, погружающихся в вечернюю мглу!
Закат
Вечереет
Зарево над горами
ДЕНЬ СЕДЬМОЙ
С утра продолжаю активацию референции. Но нужно торопиться, так как сегодня нам предстоит марш-бросок в НПП "Синегора" (URFF-066). Объявляю QRT до вечера и начинаем сборы, попутно любуясь окрестностями.
Позиция радиоэкспедиции в НПП "Верховинский"
Карпатские дали
Пока собираемся к нам подъезжает внедорожник с сидящими в нем двумя мужчинам и женщиной. Поздоровались, спросили, откуда мы. Затем один из мужиков, двухметровый амбал с усами до подбородка, достал из багажника баклажку светлого пива и налил нам по стакану. Выпили, поблагодарили. Мужик достает из багажника вторую бутылку пива - темного. Снова наливает. Мы снова выпиваем. Мужик спрашивает, ну как?! Отвечаем, что пиво замечательное! Ведь оно и правда было прекрасным! Выясняется, что перед нами владелец пивоварни в Верховине, и что он угощал нас пивом собственного производства. Зовут его пан Алексей и его портрет украшает фирменную этикетку на бутылках с пивом. После такой презентации пенного продукта мы естественно спросили адрес пивоварни и решили, что обязательно туда заедем на обратном пути.
Попрощавшись с паном Алексеем и его спутниками, спускаемся с хребта. По дороге заезжаем сказать "до свидания" к Ольге с Инной, фотографируемся на память, покупаем у нее домашнюю брынзу и сыр, и движемся по направлению к НПП "Синегора".
Фото на память с гуцулочкой Инной
Из-за туч наконец-то выглянуло солнце, поэтому по дороге решили остановиться и устроить себе "банный день". Правда температура водички явно оставляла желать лучшего.
Водные процедуры
Выехав на трассу, возвращаемся в Верховину, благо до нее совсем близко. Как и собирались, быстро находим пивоварню пана Алексея. Набираем пива всех трех видов - светлого, темного и медового. Вечером нас ждет "бирабенд" - ужин с пивом :)))
Пивоварня пана Алексея в Верховине
Уже к вечеру добираемся до НПП "Синегора" и начинаем подъем на очередной хребет.
Подъем на хребет
Где-то в этих краях находится государственная резиденция Президента Украины, но, судя по состоянию дорог, явно не там, где мы находимся :)))
По дороге нас пыталась съесть собачка, живущая в расположенной неподалеку колыбе. Пришлось пожертвовать ей пару кусков колбасы из наших запасов, после чего собачка заметно подобрела и даже позволила себя сфотографировать.
Кавказско-карпатская овчарка
Движемся по полонине в поисках места для стоянки.
Дорога по полонине
Наконец-то все, приехали! Можно выйти из машины, размять ноги и полюбоваться окрестностями.
В НПП "Синегора"
Устанавливаем антенну и я приступаю к активации референции URFF-066. Провожу чуть больше 100 QSO, после чего активность на частоте падает и я делаю QRT.
На ужин, как и планировалось, пиво от пана Алексея, хлеб и много-много карпатского сыра.
Карпатский сыр и пиво от пана Алексея. Кстати на этикетке изображен именно он
А с наступлением темноты любуемся горными вершинами, озаренными лунным светом, и огнями села в долине.
Ночной пейзаж
ДЕНЬ ВОСЬМОЙ
С утра Женя начинает заниматься приготовлением истинно-карпатского завтрака. Он решил сварить банош - национальное гуцульское блюдо из кукурузной муки. Веди именно для этого мы в Верховине покупали домашнюю сметану, такую густую, что ее можно резать ножом и мазать на хлеб.
Разжигаем костер и Евгений начинает священнодействовать.
Приготовление баноша
Точный рецепт блюда мне не известен, знаю только, что кукурузная крупа варится с добавлением ну ооочень жирной сметаны или сливок. Готовое блюдо подается со шкварками и брынзой. Ну и с "Прикарпатским" бальзамом, естественно! Вкусно так, что можно не заметить и собственные пальцы откусить!
Вот так выглядит готовый продукт
Кушать подано! Извольте завтракать, панове!
После завтрака начинаем спуск в долину. Следующая точка, запланированная к активации, Карпатский биосферный заповедник.
Выехав на трассу, снова ощущаю в машине запах горелого масла. Заглядываю под капот и обнаруживаю, что течь из-под клапанной крышки двигателя усилилась, причем конкретно. Вероятно сказалась вибрация на убитых дорогах. Решаем двигаться по трассе в поисках СТО.
Наконец в одном из придорожных поселков видим заветную вывеску. Подходим к мастерам, но они все заняты и предлагают нам подождать. Принимаем решение ждать, т.к. неизвестно, найдем мы дальше свободную автомастерскую или нет.
В ожидании своей очереди на СТО
Ожидание затягивается. Мы даже успели вздремнуть в машине.
Наконец наш многострадальный "Ниссанчик" загоняют в бокс. Сняв клапанную крышку, автослесари сажают прокладку на герметик и мы ждем, пока он немного застынет.
В результате на ремонт мы потратили большую половину дня! Думаем, что делать дальше. Ехать в Карпатский заповедник не имеет никакого смысла. Пока доедем, уже стемнеет, а в темноте мы в горы не поднимемся. Тем более, что и я, и другие радиолюбители, активировали данную референцию довольно часто.
Принимаем решение двигаться в Закарпатье к следующей нашей точке - НПП "Зачарованный край", заночевать где-то по дороге, а с утра подниматься на место предполагаемой стоянки.
Завелись и поехали. Проезжая город Рахов, обратили внимание на интересный памятник возле местного подразделения МЧС - старинный ручной пожарный насос.
Старинный пожарный насос в Рахове
По дороге, у одного местного жителя, купили целый казан белых грибов и чернику. Будет теперь из чего Евгению демонстрировать чудеса кулинарии!
Экологически чистые грибы из Карпат
В Закарпатье обнаружили оригинальные дорожные знаки на пешеходных переходах. Мы их прозвали: "Тени погибших пешеходов" или "Призраки на дороге" :)))
Внимание! Призраки на дороге! :)))
Пока доехали до Закарпатья, начало смеркаться. Решили стать на ночлег на берегу реки Тиса недалеко от Хуста. Развели костер, разогрели утренний банош, поужинали и завалились спать, решив утром пораньше подняться.
Ночевка на берегу Тисы
ДЕНЬ ДЕВЯТЫЙ
С самого утра выдвигаемся в НПП "Зачарованный край" (URFF-042). На этот раз решили не подниматься на вершину, а стать на небольшом плоскогорье у кромки леса.
В НПП "Зачарованный край"
Водопадик в лесу
Заросли Иван-Чая
Не успели поставить аппаратуру и выйти в эфир, как наша позиция подверглась массированной атаке... отары овец и коз. Пришлось срочно переквалифицироваться в чабанов и отгонять бестий, пока они не оборвали растяжки антенны.
Враг наступает
Взгляд полный ненависти :)))
Окончив битву с посланниками Люцифера, я продолжил активацию референции, а Женя принялся за приготовление приобретенных накануне грибов. Жареная картошка с грибами, грибной жюльен, а на десерт "карпатский йогурт" - черника со сметаной и сахаром.
Основное блюдо
А это десерт :)))
Ближе к середине дня прохождение пропадает и я делаю QRT. Сворачиваемся и начинаем движение к следующей запланированной точке - НПП "Ужанский" (URFF-037)
Точку для стоянки мы запланировали на красивейшей полонине Руна, где некогда располагалась одна из позиций системы тропосферной связи "БАРС". Движемся к селу Липовец, от которого начинается подъем на полонину. На вершину ведет дорога, вымощенная бетонными плитами. Когда-то это был отличный подъем, по которому еще несколько лет назад мог проехать даже легковой автомобиль. Однако за последние годы в нескольких местах грунт размыло, плиты просели и сейчас подьем на Руну доступен только внедорожникам или авто с большим клиренсом.
Подъезжая к вершине, рядом с остатками фундаментов "БАРС", видим вагончик-автокемпер, на котором установлены антенны СВЧ-диапазона. Предполагаю, что это позиция кого-то из радиолюбителей, выехавших на полевой день УКВ.
Позиция "Полевого дня"
Подъезжаем, так и есть, - на вершине Руны расположилась команда ужгородских радиолюбителей UR7D (UR7DWW). И хоть в эфире со многими ее членами мы встречались уже не раз, а вот лично столкнуться пришлось впервые.
UT5DL, UZ5DX, UV5EVZ
Жмем друг-другу руки, выпиваем по "пять капель" за встречу и идем осматривать полевой шэк. Соревнования уже закончились, поэтому в шэке царит тишина. Аппаратура еще включена и мы с интересом рассматриваем трансиверы "Elekraft" и панорамные приставки.
Одно из рабочих мест контест-позиции UR7D
Спустя час коллеги-радиолюбители уезжают и мы остаемся одни.
Мне впервые довелось очутиться на Руне в ясную погоду. Я поднимался сюда уже трижды, но постоянно в дождь и из-за облаков мне ни разу не удавалось нормально рассмотреть окрестности. Сегодня же нам повезло - ярко светит солнце, на небе ни облачка и весь окружающий пейзаж лежит, как на ладони.
На горизонте хребет Боржава
Панорама северного склона
Вечереет. Наступает время полной релаксации в созерцании красивейшего заката.
Релакс на высоте 1500 м.
Закат на полонине Руна
Правда небольшой диссонанс в эту романтическую идиллию вносил покосившийся крест, стоящий над обрывом, который на фоне заходящего солнца выглядел как-то зловеще.
Крест над обрывом
А потом наступила ночь! На темном небе засияли тысячи звезд, которые в прозрачном горном воздухе казались просто огромными! Яркая луна освещала площадку, на которой мы остановились, а где-то далеко внизу, на горизонте, сиял своими огнями Ужгород. От этого великолепия просто невозможно было оторвать свой взор!
Ночное небо Карпат.
ДЕНЬ ДЕСЯТЫЙ
С раннего утра я вышел в эфир и начал активацию Ужанского НПП (URFF-037). Прохождение было просто отличное и мой лог быстро заполнялся позывными корреспондентов. В один момент даже ушам своим не поверил, когда меня на "двадцатке" позвал VK5PAS. Я даже префикс его переспросил, думал, что ослышался!
После завтрака решаем осмотреть окрестности.
Как я уже писал, мы разбили свой лагерь на территории, где некогда находилась одна из станций системы тропосферной связи "БАРС", объединявшая в единую коммуникационную сеть высшее военное командование СССР и военачальников стран-членов "Варшавского договора".
После развала Союза, станция была заброшена, оборудование вывезено, а все металлические конструкции порезаны и сданы на металлолом. Сегодня от станции остались лишь два бункера, где некогда находилась аппаратура, да бетонные фундаменты четырех приемопередающих антенн.
Именно на крыше одного из бункеров мы и расположили свой лагерь.
Наша позиция на полонине Руна
Решаем осмотреть внутренние помещения бункеров. В одном из залов на стенах видим странные граффити, изображающие каких-то злобных существ.
Зал со странными граффити
Под некоторыми рисунками, на стенах, висят огарки свечей в самодельных "лампадах". Решили, что в этом бункере оборудовали свое капище местные сатанисты.
Женя предложил сделать фото на память в этом зловещем месте. Причем злобное! :)))
В логове карпатских сатанистов :)))
Выбравшись из этого филиала карпатского "Ада", я отправился дальше рассекать волны эфира, а Евгений решил прогуляться по окрестностям. Связь, как обычно, поддерживали посредством УКВ-портативок.
Включив трансивер, я обнаружил на всех диапазонах треск грозовых разрядов. Однако над нами небо было чистым, солнце сияло вовсю и я не придал этому никакого значения.
Внезапно я услышал отдаленный грохот. Сначала я не обратил на это никакого внимания. Ну мало, ли, что может грохотать! Но тут меня осенило, я ведь в горах, где в радиусе минимум 15 километров нет никаких предприятий и каких-либо иных техногенных объектов, способных издать подобный звук! И тут же этот звук повторился снова. Теперь уже стало ясно, что это самый натуральный раскат грома.
Выйдя из машины, временно превращенной в шэк, я увидел, что на нашу полонину надвигается грозовой фронт. Раньше я его не заметил, т.к. машина была обращена задней частью к той стороне, откуда наступал этот природный "катаклизьм".
Оставаться в грозу на полностью открытом месте, да еще и на вершине горы, это сродни самоубийству! Первая мысль - бежать в бункер. Да, там безопасно - бункер бетонный, арматура заземлена. Однако машиной я туда не заеду, а оставлять ее на вершине идея не очень хорошая - есть вероятность того, что бортовая электроника может не выдержать близкого разряда атмосферного электричества. А со сгоревшим блоком управления двигателем машина превратится просто в груду неподвижного металлолома.
Вызываю Женю, сообщаю о возникшей проблеме, говорю, чтобы он уходил с открытых мест вниз, и начинаю лихорадочные сборы.
Первым делом отключаю антенну и кладу мачту на землю, закрываю брезентом бензогенератор и обкладываю камнями кромку палатки. Затем забрасываю в машину все то, что может промокнуть, завожу двигатель и стремглав начинаю спускаться по ухабистой дороге к спасительной кромке леса.
К этому моменту черная, как смола, туча уже практически надо мной. Ветер усиливается и я еще не успеваю доехать до деревьев, как начинается ливень.
Сбрасываю метров пятьсот высоты и ныряю в первую подходящую ложбину между двух вершин. Сквозь потеки воды на лобовом стекле, вижу, как в той стороне, откуда я только что приехал, сверкают молнии. Грохот стоит такой, что мне временами кажется, будто молния ударила прямо в машину. Такая погодная вакханалия продолжается минут тридцать, после чего слышу, как звуки грозовых разрядов начинают отдаляться. Для верности выжидаю еще минут пятнадцать и выезжаю на одну из вершин, под которой я стоял. Уже вечер, небо затянуто тучами и практически темно.
Вызываю Женю, спрашиваю, где он. Оказывается он пережидал грозу в лесу, совсем недалеко от моего укрытия. Причем в это время он умудрился поймать в объектив своего фотоаппарата пару молний.
Гроза на полонине Руне
Подъезжаю, забираю его на борт и мы возвращаемся на вершину.
Здесь все, что я оставил, плавает в воде. Советуемся, что делать дальше.
Весь горизонт затянут плотными тучами. Практически со всех сторон сверкают зарницы. Лезем в Интернет и смотрим прогноз на ближайшие дни - по всей Западной Украине обещают дожди с грозами. Понимаем, что оставаться в горах в такую погоду опасно. Собираем вещи и начинам спуск вниз. Дорога уже знакомая, поэтому мы ее легко преодолеваем даже в темноте. Пока спускаемся, решаем не тратить время на ночлег, а двигаться к следующей нашей точке - НПП "Северное Подолье".
ДЕНЬ ОДИНАДЦАТЫЙ
Национальный парк "Северное Подолье" (URFF-072) расположен на территории трех районов Львовской области, включая Золочевский. Это крайняя точка нашей экспедиции. Для работы мы выбрали именно окрестности Золочева, так как наш дальнейший путь домой пролегает через этот город.
В Золочевский район въезжаем уже на рассвете. Погода не радует - переменная облачность, ветер, периодически срывается дождь.
Рассвет
По пути решаем осмотреть местные достопримечательности.
Я давно читал об одной авиакатастрофе, которая произошла в этих местах в мая 1985 года. Тогда в небе над Золочевым, из-за ошибки авиадиспетчеров, произошло столкновение пассажирского самолета Ту-134 и военно-транспортного Ан-26. Погибло 96 человек.
Будучи людьми, трепетно относящимися к авиации, мы решили найти это место катастрофы. В сети Интернет координаты места столкновения указаны довольно точно. Забив в навигатор точку, мы отправились по маршруту. Координаты привели нас в небольшую рощицу, посреди полей. Здесь установлен памятник экипажу и пассажирам Ан-26, погибшим в данной катастрофе.
Памятник на месте падения самолета Ан-26 (б/н СССР-101)
Табличка с именами погибших в авиакатастрофе
У подножия памятника цветы, свечи. Ограда покрашена свежей краской, вокруг все убрано. Видно, что за этим местом ухаживают, несмотря на то, что с момента катастрофы прошло уже 30 лет.
Где-то находится еще один памятник - на месте падения пассажирского Ту, но никакой информации о его местонахождении в Интернете нам выудить не удалось.
Возвращаемся на трассу и продолжаем двигаться в сторону Золочева.
Внезапно у обочины замечаем странную конструкцию. Останавливаемся, чтобы рассмотреть ее поближе.
Это памятник в форме креста, но сделан он из остатков советского и немецкого оружия, амуниции и боеприпасов, которые словно спеклись в единое целое.
Памятник у дороги
Табличка у его подножия указывает, что он воздвигнут в память всех бойцов, погибших в сражении под Бродами.
С места установки памятника обращаем внимание на две параболы - судя по всему антенны космической связи, виднеющиеся на горизонте у кромки леса.
Параболы вблизи Золочева
Опять лезем в Интернет и выясняем, что в районе Золочева расположен объект "Азимут". Это центр космической связи (ЦКС), который был запущен в эксплуатацию в 1974 году и служил главным образом звеном космической межправительственной связи между Кремлем и Белым домом (так называемая линия TGP-4). Кроме того, это было средство для элитной телефонной связи узкого круга лиц СССР (правительства и Политбюро ЦК КПСС), а также для телевизионного приема-передачи по заранее заказанным темам (первые хоккейные трансляции из Канады шли через этот ЦКС). Центр соединялся прямым кабелем с Киевом и Москвой. Таких центров было всего 3 на весь Советский союз. Другие станции этого типа находятся в г. Дубна под Москвой и в Находке под Владивостоком.
Решаем двигаться в направлении к данному объекту и рассмотреть его поближе. Дорога туда проходит через сам Золочев, поэтому, по пути, подъезжаем к знаменитому Золочевскому замку, где находится музей. К сожалению, еще слишком рано, музей закрыт и попасть на территорию замка не представляется возможным. Поэтому ограничиваемся осмотром замковых стен и башенок оригинальной формы по их углам.
Стены Золочевского замка
Движемся на север от Золочева в сторону "Азимута". Сворачиваем на неприметную дорожку, ведущую вдоль кромки леса, и сразу видим громадины параболических антенн, устремленные в небо.
Объект "Азимут"
Буквально сразу рядом возникает мужик в камуфляжной форме. Стандартные вопросы: "Кто такие? Что надо?". Отвечаем, что мы не шпионы, а просто туристы, решившие посмотреть интересный объект, считая его заброшенным. Мужик пояснил, что объект действующий и наше нахождение вблизи него является нежелательным. Мы не стали спорить и вернулись на трассу.
Собственно говоря, мы уже находились на территории НПП "Северное Подолье", поэтому начали искать место для стоянки. Немного попетляв по лесу, мы остановились на краю симпатичной полянки. Сразу развернули антенну, подключили трансивер и я вышел в эфир в рамках активации референции URFF-072.
Наша позиция в НПП "Северное Подолье"
Проведя около 140 QSO, сделал QRT, т.к. снова налетела гроза и пришлось опускать антенну.
Пока пережидали грозу, познакомились с одним местным жителем, который без приглашения заполз к Женьке в палатку. Объяснили ему, что приходить без приглашения это признак дурного тона, угостили остатками капусты, да и отправили на все четыре стороны.
Местный житель
Наступает вечер крайнего дня нашей радиоэкспедиции. Снимаем антенну, сворачиваем аппаратуру, укладываем вещи. Завтра с утра нам выдвигаться в обратный путь. До дома ехать еще более 900 километров!
За ужином поднимаем по стопке "Прикарпатского" за успешное окончание нашей экспедиции и благодарим горных духов за то, что были к нам благосклонны. До свидания, Карпаты! До новых встреч!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог нашей поездки, можно отметить, что поставленную перед собой задачу мы, в основном, выполнили.
Активировано восемь объектов природно-заповедного фонда, которые для некоторых радиолюбителей являлись "new one". Также активированы восемь административных районов в рамках дипломной программы URDA. Всего было проведено более 1000 QSO с 43 странами и территориями по списку DXCC.
Общий пробег "от дома до дома" составил 3385 километров. Также хочется отметить, что в этот раз, слава Богу, нас не преследовали серьезные технические проблемы с машиной, а те, которые проявились по маршруту движения, были оперативно устранены и не помешали нам закончить экспедицию.
Отдельное спасибо хочется сказать Павлу UT1KY - руководителю программы "UFF" за помощь в организации экспедиции, моему доброму товарищу Сергею UV5ENN за поддержку и помощь в технических вопросах, а также всем постоянным и новым корреспондентам, которые ждали наши позывные в эфире и "спотили" нас в DX-кластере.
Спасибо вам, друзья! 73!