Радиолюбительство
(конец 40-х – начало 50-х годов)
Георгий Члиянц (UY5XE)
Вспоминает Александр Аркадьевич Тув (UA1ACG):
“В те далекие годы, начиная с 1948 г., во всю разгорелась борьба с «космополитизмом», которая не могла не отразиться на нашей КВ-жизни. Так, в один из клубных «вторников», нам зачитали письмо не то из ЦРК, не то из ЦК ОСОАВИАХИМ, осуждающее Э.Т. Кренкеля за его «крупные преступления» - он приглашал, без согласования с соответствующими инстанциями, к себе в гости американских радиолюбителей. Кроме того, работал в эфире своим позывным RAEM «нажимая на ключ» служебных радиостанций и т.п.
Примечание UY5XE: Более подробней о радиолюбительской стороне жизни Э.Т. Кренкеля можно прочитать на http://deltaclub.org.ua/bibliteka/ego-pozyvnoj-raem.html
В начале 1949 г. мы узнали в радиоклубе, что принято решение о запрете работать в эфире коротковолновикам-военнослужащим, а позже и о запрете работать с коротковолновиками из капстран. Потом, было указание - в порядке борьбы с «космополитизмом» - запретить указывать на QSL позывные латинскими буквами:
Примечание UY5XE: Более подробней о репрессиях коротковолновиков в конце 40-х - начале 50-х годов можно прочитать на http://deltaclub.org.ua/bibliteka/repressii-korotkovolnovikov-50-e-gg.html)...
В том же 1949 г. «исчез» из радиолюбительства и мой первый учитель – капитан Сыромятников (UA1BF, его имя и отчество не сохранилось в памяти), который в те годы был преподавателем (или сотрудником) Военной академии связи им. С.М. Будённого. Он носил пенсне и внешне походил на персонаж очень популярного в то время фильма «Подвиг разведчика» - немецкого генерала (что-то вроде Роммельсдорфа – точно не помню). Поэтому, мы этого капитана так и называли. Кроме того, у него было ещё две особенности: первая - тон сигнала его передатчика был устойчивый Т7 (поэтому другой кличкой UA1BF была «передатчик Т7»), а второй особенностью было то, что он на все свои QSL, отправляемые за рубеж, наклеивал марки общества Эсперанто”.