Первая полярная почта «воздух – земля»
Георгий Члиянц (UY5XE)
Международное общество "Аэроарктик", в рамках программы "Международного полярного года - МПГ (1930-1932 гг.), в 1931 г. осуществило Международную экспедицию - арктический полёт дирижабля "Граф Цеппелин" (мод. LZ-127; LZ - сокр. от нем. слов Luftschiff Zeppelin, т.е. "Дирижабль Цеппелин", который был построен в 1928 г. - через 11 лет после смерти его конструктора графа Фердинанда Цеппелина [1838-1917]).
24 июля, под командованием доктора Гуго Эккенера, стартовал экипаж в составе 46 чел. В состав экспедиции от СССР вошли четыре человека: ленинградские профессора - Р.Л. Самойлович (руководитель научной части экспедиции) и П.А. Молчанов (аэролог, изобретатель радиозонда), и москвичи - Федор Ассберг (специалист дирижаблестроения) и Эрнст Кренкель (радист, eu2EQ). Двумя другими радистами экспедиции были немцы Вальтер Думке (ст. радист) и Леонард Фрейнд. Одним из т.н. "радиоофицеров" экспедиции был Рольф Клюге (позже - DK4MF).
"Чистое" полетное время экспедиции составило 104 часа и она проходила по маршруту: Фридрихсхафен - Берлин (приземление) - Хельсинки – Ленинград (приземление) - Архангельск - Земля Франца-Иосифа (приводнение в бухте Тихой около о. Рудольфа и заранее запланированная встреча днем 27 июля с ледоколом "Малыгин", с борта которого на дирижабль поднимался один из его туристов - знаменитый Умберто Hобиле [с ним Кренкель встретится в своей жизни еще один раз, спустя 37 лет, на филателистической выставке "Прага-68"] – о . Сев. Земля - м. Челюскина - о. Диксон (29 июля) - м. Желания - вдоль Hов. Земли - о. Колгуев - Архангельск - Ленинград - Берлин (31 июля). Пройденное расстояние составило 31 тыс. км.
Во время встречи, между ледоколом и дирижаблем был произведен обмен необычной «почтой». Hачальником организованного почтового отделения (для проведения спецгашения почтовых марок, открыток и конвертов) на ледоколе "Малыгин" (отплыл из Архангельска 19 июля) был назначен Иван Дмитриевич Папанин [радистом "Малыгина" был Hиколай Байкузов (eu2BD, ранее – 54RA, U3AG, после ВОВ - UA3AG, в 1946-52 гг. - гл. редактор журнала «Радио»).
Периодически с борта дирижабля работала радиостанция с позывным сигналом DENNE. Мощность телеграфного передатчика (готовился как аварийный) была всего 1,5 Вт, а вес - около 1 кГ. Он питался от т.н. "солдат-мотора". Общий вес полного комплекта (вкл. антенну и ее наземную аварийную трехметровую мачту) составлял 79 кг. Из советских коротковолновиков с DENNE удалось провести QSO только москвичу Георгию Ситникову (eu2NF) [ранее - RK-1452, позже - U3AI; радист-разведчик ГРУ; “испанец”, за что был награждён орд. ”Красная Звезда”; с 1.1.1937 г. входил в состав Совета СКВ при ЦС ОСОАВИАХИМ СССР; дипломант 1-го Всесоюзного конкурса радиолюбителей-радистов – 1940 г.;“Почётный радист”; в 1945 г. – Лауреат Сталинской премии].
Более подробно о радиолюбительской жизни Э.Т. Кренкеля можно прочитать в книжке "Его позывной - RAEM" (Львов, 200 - 36 c.).