РАДИОКЛУБ "DELTA"

UR4UWS/EO0UD

Легендарные экспедиции LI2B (хроника)

Георгий Члиянц (UY5XE)
(с некоторыми дополнениями NT2X)

LI2B

"Если раньше достаточно было открыть остров - и ты уже считался путешественником, то сегодня этот остров нужно "рассмотреть в микроскоп". (Бенгт Даниельссон - участник плавания на "Кон-Тики").

1947 г.:

Перед первой своей экспедицией, известный норвежский путешественник и исследователь Тур Хейердал [1914 - 2002] и еще пятеро членов его команды: радисты - Кнут Хаугланд (LA3KY) [1917 - 2009] и Турстейн Робю (бывший военный радист) [1918 (1920) - 1964], а также члены экипажа - Бенгт Даниельссон, Эрик Хессельберг и Герман Ватцингер, прибыли в Перу, где из бальсового дерева и других природных материалов построили плот. Его они назвали “Кон-Тики”. К такому плаванию их подтолкнули старинные летописи и рисунки испанских конкистадоров с изображением плотов инков, а также местные легенды и археологические свидетельства, позволявшие предполагать, что между Южной Америкой и Полинезией могли быть контакты.

7 августа 1947 г., по прошествии 101-го дня мореплавания, “Кон-Тики”, преодолевший в Тихом океане 4300 морских миль (8000 км), прибило к рифам атолла Рароиа островов Туамоту. Во время плавания, в эфире звучал позывной LI2B (использовался американский приемник “NC-173” и армейский передатчик времен второй мировой войны - “British Mark II”). Проводились постоянные трафики с W1AW (на частоте 13,99 МГц).

LI2B QSLQSL LI2BRa
1947 г.

Книга Тура Хейердала “Kon-Tikii" [1950, 263 c.] была переведена на 66 языков мира, а документальный фильм об экспедиции, снятый Хейердалом во время плавания, получил в 1951 г. премию “Оскар”.

Радист Knut Haugland LA3KYLA3KY
LA3KY (справа). Радист Knut Haugland (LA3KY, ныне – S.K.).

Была она издана и на русском языке:

book Kon Tiki

1969-1970 гг.:

Тур Хейердал построил две лодки из папируса и попытался пересечь Атлантический океан, выбрав отправной точкой своего плавания берег Марокко в Африке. Первая лодка, спроектированная по рисункам и макетам лодок Древнего Египта и названная “Ра” (Pa– по древнеегипетской мифологии бог солнца, почитался как царь и отец богов, отождествлялся с богом Амоном), была построена специалистами с озера Чад (Республика Чад) из камыша, добытого на озере Тана в Эфиопии.
В середине мая 1969 г. “Pa” вышла в Атлантический океан с побережья Марокко. В составе ее экипажа были: Тур Хейердал (Норвегия), Норман Бейкер (США) – радист и штурман, Карло Маури (Италия), Юрий Сенкевич (СССР) [1937 - 2003] - врач, Жорж Сориал (Египет), Сантьяго Хеновес (Мексика) и Абдулла Джибрин (Чад).

Ra

Норман Бейкер ( третий справа) с членами команды Ра (на фото также Ю. Сенкевич, врач экспедиции, сидит), в древнем финикийском порту Сафи, Марокко, 1969 г..
Главными координаторами трафиков с LI2B были норвежцы (LA5KG и LA7RF). Им активно помогали ленинградцы - Алексей Старков (UA1BX, МС СССР [S.K. – 30.04.2011]) и операторы “коллективки” ЛИАП - UA1KBW (ныне – СГУВАП, RU1A). На UA1KBW постоянно дежурили – Валерий Коровин (ныне – RZ9WX) и Вадим Мохов (позже – RU1AP, ныне – S.K.). Первое QSO c LI2B у них состоялось 30 мая. В свой аппаратный журнал удалось записать QSO Александру Камалягину (UA4IF, МС СССР, СВК, ныне – S.K.) – 28 июня и Георгию Джунковскому (UA1AB, к.т.н., лауреат Государственной премии, ныне – S.K.) – 18 июля.

UA1KBW
На UA1KBW, 1969 г. Слева направо – В. Коровин и А. Старков.

Вечером 8 июля, Юрию Сенкевичу удалось услышать голоса своего отца – Александра Осиповича и дочери Даши, которые специально для этого приехали на UA1KBW. По возвращению домой, в Ленинград к своим эфирным друзьям приезжал и сам Юрий Сенкевич.
По прошествии нескольких недель “Ра” стал сгибаться из-за конструктивных недостатков, погружаться кормой в воду и, в конце концов, разломился на части. Команда была вынуждена оставить судно.

LI2B Ra2

В 1970 г. другая лодка, “Ра-II”, доработанная с учетом опыта предыдущего плавания, была построена мастерами с озера Титикака в Боливии и также из Марокко отправилась в плавание, на этот раз увенчавшееся полным успехом. Лодка достигла Барбадоса, продемонстрировав тем самым, что древние мореплаватели могли совершать такие плавания. Об этих экспедициях была написана книга “Экспедиции на „Ра“” и создан документальный фильм.
Экипаж “Ра-II”: к Туру Хейердалу, Норману Бейкеру, Карлу Маури, Юрию Сенкевичу, Жоржу Сориалу, Сантьяго Хеновесу добавились Кей Охара (Япония) и Мадани Аит Уханни (Марокко).

Ra2 comad

Команда Ра-II после прохождения половины пути, в Атлантическом океане, в 1970 году. Норман Бейкер - стоит справа.

LI2B RA2 QSL

1977-78 гг.:

В 1977 г. Тур Хейердал построил уже тростниковую лодку - “Tigris” (на русском яз. - “Тигрис”), задачей которой было продемонстрировать, что между Месопотамией и Индской цивилизацией в лице современного Пакистана могли существовать торговые и миграционные контакты. Лодка была построена в Ираке и отправилась в плавание через Персидский залив в Пакистан, а оттуда к Красному морю. По прошествии примерно пяти месяцев плавания “Тигрис”, сохранявший свои мореходные качества, был сожжен в Джибути 3 апреля 1978 г. - в знак протеста против войн, разгоревшихся в районе Красного моря и Африканского Рога.

Tigris

У "Тигриса" были тяжелые дни. В сильный шторм на помощь папирусной лодке пришел советский теплоход "Славск", взял его на буксир и в течение двух дней отбуксировал к Бахрейну. Радистом "Славска” был Роман Липский – воспитанник Херсонской СЮТ (UK5GAB). В труднейших условиях только радиосвязь помогла добиться нужного взаимодействия. Уставшего Нормана Бейкера сменял Юрий Сенкевич и, работая, как заправский радист, четко поддерживал связь между теплоходом и "Тигрисом". Все закончилось благополучно и "Тигрис" продолжил свое плавание.
В своем открытом письме Генеральному секретарю ООН Курту Вальдхайму Хейердал, в частности, написал:
“Сегодня мы сжигаем наше гордое судёнышко… в знак протеста против проявлений бесчеловечности в мире 1978 года, в который мы возвратились из открытого моря. Нам пришлось остановиться у входа в Красное море. В окружении военных самолетов и кораблей наиболее цивилизованных и развитых стран мира, не получив разрешения на заход от дружественных правительств, руководствующихся соображениями безопасности, мы были вынуждены высадиться в маленькой, ещё нейтральной Республике Джибути, потому что кругом соседи и братья уничтожают друг друга, пользуясь средствами, предоставленными теми, кто возглавляет движение человечества по пути в третье тысячелетие.
Мы обращаемся к простым людям всех индустриальных стран. Необходимо осознать безумные реальности нашего времени… С нашей стороны будет безответственным не требовать от тех, кто принимает ответственные решения, чтобы современное оружие не предоставлялось народам, которых наши деды корили за секиры и мечи.
Наша планета больше камышовых бунтов, которые пронесли нас через моря, и все же достаточно мала, чтобы подвергнуться такому же риску, если живущие на ней люди не осознают неотложной необходимости в разумном сотрудничестве, чтобы нас и нашу общую цивилизацию не постигла участь тонущего корабля”.
Экипаж “Тигриса”: Тур Хейердал, Норман Бейкер, Карло Маури, Юрий Сенкевич, Ханс Петтер Бен (Норвегия), Норрис Брок (США), Асбьерн Дамхус (Дания), Герман Карраско (Мексика), Рашад Назир Салим (Ирак), Тору Судзуки (Япония) и Детлеф Цольтцек (ФРГ).
Главным координатором радиосвязей с “Тигрисом” был Валерий Агабеков (UA6HZ, ныне – S.K.), а его постоянными помощниками были: Геннадий Гуляев (UY5XS, ранее- UA3HK, ныне– UA4HLK), Александр Беспальчик (UA4RO, ныне – S.K), Георгий Ходжаев (UA4PW, ныне – S.K.), Владимир Миткевич (UW3DR, поэже: RW3DR, U3DR, ныне– S.K) и Васил Терзиев (LZ1AB; ныне – S.K). Дома Валерию часто помогал его родной брат Владимир (UW6FZ, ныне – S.K).
Периодические переговоры Юрия Сенкевича с его семьей осуществлялась через радиостанцию Константина Хачатурова (UW3HV, ныне – RT3A).

UW3HV
Картина К. Хачатурова (UW3HV), 1978 г. (масло).

За время плавания "Тигриса" было проведено более 60 сеансов служебной радиосвязи, более 360 QSO’s (из них около 240 - с коротковолновиками СССР).

QSL LI2B RA2

По просьбе Валерия Агабекова, экипаж лодки (после ее сожжения) на некоторое время приютил старый друг Валерия – Бедрос Рейсян (Bedros Reissian - J28AZ, позже: ET3AZ, в Марселе - F6GZA, ныне - S.K.). Спустя несколько лет, Бедрос приезжал в гости к Валерию Агабекову и Юрию Сенкевичу. Он привез Валерию в подарок малогабаритный КВ-трансивер FT-77B, который в 1988 г. (после землетрясения) им был передан в Армению…

В 1989 г. было еще одно посещение Бедросом своих друзей.

В 1978 г. гостем журнала “Радио” был Юрий Синкевич . На эту встречу приехали и его эфирные корреспонденты: Валерий Агабеков (UA6HZ), Алексей Старков (UA1BX), Руслан Мания (UF6HV, ныне - S.K.), Константин Хачатуров (UW3HV, ныне - RT3A), Владимир Миткевич (UW3DR), Виктор Захаров (UA3FU, ныне – S.K.) и Анатолий Волынщиков (UW3DH, позже - RX3AU, ныне – S.K.). Встреча проходила на «коллективке» редакции - UK3R (нач. – Ю. Жомов/UA3FG; ныне - S.K.).

Senkevich Hachaturov Agabekov Starkov Zhomov
Ю. Сенкевич, К. Хачатуров, В. Агабеков, А. Старков и Ю. Жомов (сидит справа).

Explorers Club

Норман Бейкер во время встречи в Explorers Club, в Манхеттене (2012 г., 22.11.2017 погиб в авиакатастрофе).
В Осло действуем музей, посвященный экспедициям Т. Хейердала.

muzej Hejerdalajpg

В память о первой экспедиции была выпущена специальная медаль:

medal Hejerdalajpg

.
ЛИТЕРАТУРА

  1. Радио. - 1969, №11, c. 26, 27; 1970, №1, c. 20; 1978, №2, c. 14; 1978, №11, c. 17, 18.
  2. Материалы Интернета.
  3. Личный архив UA6HZ.
  4. Георгий Члиянц (UY5XE). Легендарные экспедиции Тура Хейердала.- Радиомир КВ и УКВ. #8/2011, №8, c. 3, 4.
  5. http://forum.qrz.ru/213-silent-keys/47424-sk-norman-beyker-norman-baker-radist-tigrisa-li2b.html#post1420675

 

RK-DELAT-emblema

Flag Counter

 forum-odessa

BCRC logo

KDXCC